Задачи принципы и правовая основа оперативно розыскной деятельности

законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»; проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; Позднее, 12 августа 1995 г., был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Лекция \


Он, сохранив концептуальные идеи Закона 1992 г., предусмотрел ряд новых положений, в частности, возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан только на основании судебного решения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан, защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В «широком смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Соотношение уголовно процессуальной и оперативно розыскной деятельности рб? Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности

В других перечисленных выше законах закреплены компетенция государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности примени к задачам, решаемым соответствующими органами.

Пункт 1 части 1 ст. 40 УПК РФ говорит о том, что органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, являющиеся органами дознания, наделяются в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

УЧИТЕСЬ, ОПЕРА! Видеоурок операм ФСБ и операм УСБ от ООЮ


На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Суть этого принципа в том, что исполнитель ОРМ обязан использовать обе формы деятельности в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку.

Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника. Результаты ОРД, сведения об организации, тактике ОРМ и лицах, оказывающих помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной. Правовая основаоперативно-розыскной деятельности – есть совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности .

ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такое явление, как преступность, всегда существовало и, к сожалению, будет существовать. Однако поскольку мы живем в государстве, то, безусловно, рассчитываем на определенные меры, которые принимают государственные правоохранительные органы для защиты граждан от преступных посягательств, защиты их прав и законных интересов, а также принадлежащей гражданам собственности.

В системе мер государственных органов в борьбе с преступностью особое место занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД), в основе которой лежат негласные, т. е. тайные, методы выявления преступлений и установления лиц, причастных к их совершению.

Рассмотрение термина «оперативно-розыскная деятельность», отдельных элементов (слов) этого сочетания позволяет сделать следующие выводы:

Выполнение данной задачи включает в себя инициативный поиск указанных выше сведений посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий и использования помощи лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам или спецслужбам Российской Федерации.Задачи оперативно-розыскной деятельности указаны законодателем в ст. 2 Закона об ОРД и определяют необходимость и важность их решения для достижения цели защиты личности, собственности, общества и государства от преступных посягательств. К ним относятся.

  • понятие, признаки, задачи и правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
  • принципы оперативно-розыскной деятельности;
  • систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • систему и содержание оперативно-розыскных мероприятий;
  • формы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • систему учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности;

1 Понятие, принципы, задачи и правовая основа орд

– осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете.

– организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений;

– принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер). Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Ст.

11 ФЗ «Об ОРД» – результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению у/д и в процессе доказывания. Понятие ОРД (ст. 1 ФЗ «Об ОРД») – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД» в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.

Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны

Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

— выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;Правом на производство оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные аппараты органов, перечень которых определен в ст.13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности №144-ФЗ от 12.08.1995 г., это: Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности. Сочетание гласных и негласных методов и средств. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Социальная и правовая защита участников оперативно розыскной деятельности? Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

2. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
  • розыск без вести пропавших.

обеспе­чение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; — производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г. № 395-1; К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Например, решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, которой в качестве основных форм взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участников СНГСогласно п. «а ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо оттого, содержится такое в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т. п.).

Задачи принципы и правовая основа оперативно розыскной деятельности

Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД – один из факторов, позволяющих добиться успеха. В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Законность.

Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено (но не «разрешено то, что не запрещено»). Неоценимую помощь в победе советских войск на Курской дуге оказала информация, полученная легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым, продублированная данными, добытыми зарубежной разведгруппой «Дора о намерениях немецкого командования начать наступление именно под Курском. Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью. В Республике Казахстан до 1994 года оперативно-розыскная деятельность осуществлялась на основе нормативных правовых актов, носящих в основном ведомственный характер и закрытых для подавляющей части населения страны. С введением в 1994 году в действие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность впервые в истории нашего государства получила законодательное регламентирование, что способствовало укреплению законности в стране и явилось определенным шагом к созданию правового государства.- осуществление разведывательной деятельности против иностранных государств нарушает законодательство этих государств и поэтому требует использования негласных, конспиративных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 38 ст.

5 УПК РФ розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась. Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Презентация на тему — Понятие, правовая основа, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

НОРМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ представлены совокупностью правовых норм, раскрывающих ОРД, как вид правоохранительной деятельности:

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ РАЗВЕДОРГАНЫ : АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА, ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ, СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ (ТОЛЬКО В СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ) ст. 5 Закона Украины «Об ОРД»

НОРМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЧАСТИ регламентируют проведение, как всех, так и отдельных оперативно- розыскных мероприятий : КОНСПИРАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ НАСТУПАТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦЗАЩИТЫ КОНФИДЕНТОВ ДОБРОВОЛЬНОСТИ Видео2,5мин от лат.conspiratio- заговорСт.4 Закона Украины «Об ОРД ЗАКОННОСТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ, И НАСЕЛЕНИЕМ

Читать онлайн Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ2. Социальная и правовая защита субъектов оперативно розыскной деятельности? Обеспечение безопасности РФ: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.52. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОРД.

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.