Прокурорский надзор за органами предварительного следствия научная статья

Аннотация: статья посвящена некоторым вопросам прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и особенности осуществления этой деятельности. В связи с этим особого внимания требуют случаи, когда дознавателем с обвинительным постановлением направлено дело, по которому участникам процесса отказано в удовлетворении ходатайств, предусмотренных ч. 6 ст. 226.7 УПК (о производстве дополнительных действий, направленных на восполнение пробелов в доказательствах, на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнения и т. п.). SUPERVISION CRIMINAL PROCEDURAL ACTIVITIES THE PRELIMINARY INVESTIGATIONСтатья носит исследовательский характер изложения материала и в целом отвечает предъявляемым к публикации требованиям.

Она может быть полезной для науки в качестве предложения законодателю.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Дознание и следствие связаны с вторжением в личную жизнь человека, серьезными ограничениями прав и свобод. Органы, ведущие расследование, осуществляют уголовное преследование, привлекают к ответственности, применяют меры пресечения, а также осуществляют иные правоограничительные мероприятия.

Основным нормативным актом, закрепляющим полномочия прокурора в сфере надзора за дознанием и следствием является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
отмена незаконных или необоснованных постановления органов дознания;14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;Согласно ст.29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации (далее по тексту – ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предметом надзора за органами следствия и дознания является соблюдение.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.

В целом соглашаясь с данными позициями ученых потому, что они не противоречат нормам Конституции Российской Федерации [8] и Закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», считаем, в тоже время их неточными. В этих определениях недостаточно основных признаков прокурорского надзора, отличающего его от других видов государственного надзора, который могут осуществлять и структурные подразделения МЧС РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, и др.

Надзор прокуратура Российской Федерации, повторимся, осуществляет нескольких видов, в том числе: надзор за исполнением законов судебными приставами и иными органами пенитенциарной системы, и др. Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Говоря о прокурорском надзоре, отметим, что надзор не только основная функция прокуратуры, но еще и системообразующая. Другие направления деятельности прокуратуры определены существованием прокурорского надзора и обеспечивают его эффективность3. Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия? Ключевые слова: прокурорский надзор; органы дознания; уголовные дела. Prosecutor’s supervision; bodies of inquiry; criminal cases.

4. Ларин Е. Г. Установление прокурором срока предварительного расследования при отмене незаконного или необоснованного постановления о приостановлении дознания / Е. Г. Ларин, А. В.

Павлов // Законность Генеральная прокуратура Российской Федерации. – 2015. – № 10. – С. 46-493. Колоколов Н. А. Процессуальная самостоятельность следователя: взгляд судьи Верховного Суда Российской Федерации // Расследование преступлений: проблемы, пути их решения: сборник научно-практических трудов / под ред. А. И. Сущность надзора за органами дознания и предварительного следствия? Бастрыкина. – Вып.

4. – М.: Академии СК России. – 2014 Полномочия, предоставленные прокурору, содержатся в ст. 37 УПК РФ и в особенной части названного закона. Он имеет право применять такие правовые средства как: прокурорская проверка с целью выявления нарушений и средства реагирования на те нарушения, которое он выявил: требование об их устранении, представление и мотивированное постановление. Также прокурор реагирует на правомерные действия вышеназванных органов при помощи дачи согласия либо утверждения. Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ».

Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.

Прокурорский надзор за следствием и дознанием


Отсутствие надлежащего прокурорского надзора может приводить к таким негативным последствиям, как освобождение от уголовной ответственности обвиняемых, виновность которых доказана собранными по уголовному делу доказательствами, ввиду истечения сроков давности уголовного преследования, а также утрата уголовных дел. По уголовному делу, поступившему от следователя с постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, прокурор в соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК правомочен утверждать данное постановление только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние.

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора. Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.
  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия научная статья

требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Одной из мер прокурорского реагирования, упомянутых в ст. 37 УПК РФ, названо требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследованияПрокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела); Мы не беремся за любые заказы , а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т. д.) отрасли права или предмету.

Урок 7. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими расследование


Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности .

При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.
По кругу нормативно-правовых актов и характеру правоотношений пределы надзора совпадают с отраслевыми. Статья 37 УПК РФ устанавливает, что, осуществляя прокурорский надзор в данной сфере, прокурор вправе.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие

Приказ Генпрокурора РФ от 02.06.2011 № 162 предписывает прокурору обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом о прокуратуре и УПК. При этом определено считать приоритетным направлением такой деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

Изучение уголовных дел, предварительное следствие по которым приостанавливалось по п. 3 и 4 ч. 1 ст.

208 УПК, показывает, что нередко принятые следователями решения надзирающими прокурорами в нарушение приказов Генпрокурора РФ на предмет законности и обоснованности систематически не проверялись, расследование по многим уголовным делам возобновлялось лишь к моменту их проверки вышестоящими прокуратурами.

Если из копий постановлений органов предварительного следствия, поступающих жалоб невозможно или трудно сделать вывод о законности или незаконности решений или действий следователя, руководителя следственного органа, они обязаны по мотивированному запросу прокурора предоставить ему возможность ознакомиться с материалами находящегося в их производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37 УПК). С учетом значения решений следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого должен быть обеспечен надлежащий прокурорский надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении прокурор обязан проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 Кодекса, особое внимание уделять квалификации содеянного. Помимо постановлений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

Вышеназванное направление надзора можно охарактеризовать как направление деятельности ОП РФ, связанное с обеспечением законных требований при производстве предварительного следствия, а также с обеспечением защиты интересов лиц, права и интересы которых затрагиваются данной процессуальной деятельностью. Органы прокуратуры РФ (далее — ОП РФ) осуществляют надзор по многим направлениям. Одним из основных, приоритетных направлений надзора ОП РФ выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Прокурорский надзор за работой дознания и предварительного следствия? Указанный вид надзора во многом схож с надзором за органами, осуществляющими дознание, но все-таки имеет свои существенные особенности, с которыми постараемся разобраться ниже. Как уже упоминалось ранее, прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц. В современных условиях возрастает роль и значение прокурорского надзора в целом и на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в частности.

Тем более последнее логически вытекает из расширения круга субъектов расследования: восстановлен следственный аппарат в системе ФСБ, новацией стало образование следственных подразделений в Федеральной службе налоговой полиции. Основным объектом надзорной деятельности прокурора остаются следственные подразделения МВД РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Осуществляя надзор за исполнением законов в этой стадии досудебного производства, прокурор руководствуется положениями, регламентированными гл.

19 и 20 УПК РФ, Приказами Генерального прокурора РФ и другими нормативными актами.- об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.