Постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела

Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела

Естественно, деятельность органов прокуратуры по выявлению нарушений закона, в том числе содержащих признаки преступлений, свернута не была. Более того, сотрудники прокуратуры обращали и обращают пристальное внимание не только на сами нарушения уголовного закона, но и на то, какие меры были приняты по материалам осуществленной проверки. Это в полной мере соответствует положениям ст. 21 Закона о прокуратуре, определяющей предмет надзора, а также полномочиям прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.
Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим актом, порождающим уголовно-процессуальные отношения. С его появлением у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть ее, при необходимости провести предварительную проверку, после чего в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение и уведомить о нем заявителя и иных заинтересованных лиц. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании

Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод. Представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т. е. принять одно из следующих решений:

Однако такое постановление прокурора изначально не представляло собой самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. Как следует из системного толкования ст. ст. 140-143 УПК РФ, это постановление представляло собой один из «иных источников сведений о преступлении. В соответствии со ст.

143 УПК РФ лицо, получившее такое сообщение, составляло рапорт об обнаружении признаков преступления. Указанное толкование получило обоснованное распространение в юридической литературе. Находит оно подтверждение и в ведомственных нормативных правовых актах.

  • возбудить уголовное дело;
  • отказать в возбуждении уголовного дела.

Это постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Выделение постановления прокурора из числа иных источников сведений о преступлении в самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела подняло его статус, особенно в начальный период действия. Строго говоря, поводом, по сути, становится даже не рапорт, а, как буквально сказано в ст. 140 УПК РФ, устанавливающей перечень поводов, — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

В этом смысле постановление прокурора и так уже по закону было поводом для возбуждения уголовного дела.

Постановление прокурора — новый повод для возбуждения уголовного дела

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК дополнена п. 4, в соответствии с которым еще одним, четвертым по счету поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В статье раскрывается смысл новеллы УПК, которая предусматривает еще один, четвертый по счету, повод для возбуждения уголовного дела — постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК).

См.: Рыжаков А. Сумма минимального ущерба для возбуждения уголовного дела 2022? П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002.

С. 362 — 363; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. П. Верина, В. В. Мозякова. М.: Экзамен, 2004.

С. 357; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. 2-е изд.

М.: Юристъ, 2004. С. 336 — 337; и др. В связи со сказанным возникает вопрос: в чем же смысл новеллы законодательства, что изменилось? Суть произошедших изменений заключается, во-первых, в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, во-вторых, в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов. Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод, представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т. е. принять одно из следующих решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

    • заявление о преступлении;
    • явка с повинной;
    • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Явка с повинной представляет собой добровольное, обращен­ное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии.

Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются:

    1. наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК;
    2. отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необ­ходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК), если эти обстоятельства, очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяюшее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей ст. 141 Кодекса.

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора .

Но это не является поводом к возбуждению дела . В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

Стадия возбуждения является первой в уголовном процессе.

Согласно ст. 144 УПК РФ уполномоченные лица должны принять и проверить все сообщения о любых преступлениях . Вместе с уголовным делом прекращается и уголовное преследование . Копия постановления об отказе в возбуждении дела должно быть направлено прокурору и заявителю в течение 24 часов со времени его вынесения. К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках , о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению.

Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела

рапорт составляется лицом, получившим сообщение и проверившим его (например, лицо проверило сообщение, полученное из анонимного источника и тд) Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

в случае, когда признаки преступления выявлены прокурором, например, в результате прокурорской проверки. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст.

136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст.

147 УК РФ, считаются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК).

В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Как должно быть оформлено постановление о возбуждении уголовного дела? В соответствии с ч. 3 ст. 147 УПК производство по таким делам ведется в общем порядке. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка. не могут рассматриваться только лишь как информация о преступлении.

В них отражаются основания возбуждения уголовного дела [11]. Поэтому, беря во внимание природу прокурорской власти, постановление прокурора не может пониматься в значении повода [1].4. Grinenko A. Postanovlenie prokurora kak povod k vozbuzhdeniju ugolovnogo dela // Zakonnost’. — 2012. — № 11. — p. 22-24. (in Russian)

Помимо вышеперечисленных, уголовному процессу известны и иные поводы для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования). Они довольно специфичны. Речь идет о тех поводах для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), которые предусмотрены п. 4 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ.

См.: Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 1 марта 2012 года N 140 // Рос. газета.

2012. 1 августа.

До начала уголовного процесса нет участников уголовного процесса, то есть, по сути, нет органа предварительного расследования и прокурора как субъектов, наделенных уголовно-процессуальными правами (обязанностями), а тем более реализующих эти права (обязанности). В ситуации же, упомянутой в ч. 2 ст.

144 УПК РФ, есть участники уголовно-процессуальной деятельности – прокурор, орган дознания, редакция, главный редактор средства массовой информации и др. Внесением в ч. 1 ст. 140 УПК РФ пункта 4 законодатель нарушил логическое правило соразмерности деления. По крайней мере при существующей редакции пункта 3 ч. 1 ст.

140 и ст. 143 УПК пункт 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ является «лишним членом деления всех поводов для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования) на отдельные разновидности соответствующих источников информации. В соответствии с ч. 1 ст.

37 УПК РФ прокурор сам осуществляет уголовное преследование. Это его обязанность, обусловленная в том числе принципом публичности российского уголовного процесса. Поэтому закономерен вопрос, не является ли нарушением данного принципа направление прокурором в орган предварительного расследования материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений федерального законодательства без предварительного оформления рапорта об обнаружении признаков преступления?

Получив копию постановления следователя о возбуждении уголовного дела прокурор может

Как уже было отмечено при комментировании ст. 37 УПК, прокурор, принимая решение о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела, может располагать не только копией соответствующего постановления, но и материалами проверки заявления (сообщения) о преступлении, если он их запросит в органе предварительного расследования.

Заявитель, так же как и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, имеется не в каждом уголовном процессе.

Если заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, нет, то на орган предварительного расследования (на соответствующих должностных лиц) не возлагается соответствующей обязанности. В этой связи необходимо определиться с понятиями «заявитель и «лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело».

Указанным способом возбуждаются уголов­ные дела публичного обвинения. Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпев­шего. Заявление иного лица, не являющегося потерпевшим, не является поводом для возбуж­дения уголовного дела.

Но подобные заявления должны приниматься, а указанная в них инфор­мация подлежит проверке. Право давать согласие на возбуждение уголовного дела или отказывать в даче такого согласия в соответствии с п. 4 ч. 2 и ч. 4 комментируемой статьи предоставлено прокурору района, города, их заместителям, приравненным к ним прокурорам и вышестоящим прокурорам. Но ход и результаты не только следственных и судебных действий оформляются в уголовном процессе протоколом. УПК РФ предусмотрено оформление также протоколов об ознакомлении с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение (с протоколом допроса эксперта); о наложении ареста на имущество; о принятии залога; об ознакомлении обвиняемого и (или) его защитника (иных участников уголовного процесса) с материалами уголовного дела и др. — непродолжительность во времени. Это определяется необходимостью оперативно реагировать на факт совершения преступления, так как промедление затруднит дальнейший ход производства по делу, может повлечь утрату важных доказательств и, наконец, под угрозу ставится эффективная защита нарушенных интересов различных субъектов;4. Стадию возбуждения уголовного дела характеризует ряд признаков: Степень тяжести, а также характер преступления, влияют на наказание.

Обвинение может осуществляться в следующем порядке: Под ними подразумеваются источники, предоставляющие сведения о преступлении и могут быть восприняты, как юридических факт со стороны закона.

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Лишение прокурора права возбуждать уголовное дело не соответствует традиционному представлению о роли прокуратуры в уголовном процессе, и лишает его эффективных средств на реагирование в случаях выявления нарушения законности.

Соответственно статью 146 необходимо изложить в следующей редакции: «1. при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление « .

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), ставшее с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, неоднозначно воспринято научным сообществом. возбуждение уголовного дела , РФ , уголовное преследование , следственный орган , уголовный процесс , предварительное следствие , полномочие прокурора , орган дознания , постановление прокурора , прокурор . Лишение прокурора полномочий на возбуждение уголовного дела, что противоречит традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его наиболее эффективных средств реагирования на выявленные нарушения законности. Полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства должно быть заменено на полномочие возбуждать уголовное дело. Кроме этого, в законе необходимо предусмотреть процедуру принятия заявления о явке с повинной аналогично процедуры заключения сделки о признании вины судьями федеральных судов США[75].[74] См.: Газетдинов Н. И. Процессуальные сроки в уголовном процессе для возбуждения уголовного дела? О законодательной регламентации поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. // Российский следователь.

2007. № 20.

Возбуждение уголовного дела прокурором

Исходя из содержания данной нормы, ответ на вопрос: «может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? будет отрицательным. Самостоятельно принять такое решение прокурор не уполномочен, вместе с тем опосредованное участие в принятии решений он принимает, поскольку осуществляет и в ходе расследования соблюдение законности.

Исходя из содержания данной нормы, ответ на вопрос: «может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? будет отрицательным. Самостоятельно принять такое решение прокурор не уполномочен, вместе с тем опосредованное участие в принятии решений он принимает, поскольку осуществляет и в ходе расследования соблюдение законности.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. (часть вторая.1 введена Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ) 3. Накануне наша редакционная бригада побывала в стенах городской прокуратуры, побеседовала с прокурором города, старшим советником юстиции Романом Викторовичем Батановым.

Говорили о роли прокурора в современном судопроизводстве, делах и серьезных проверках прошлого года, конкретных решениях, заставивших нарушителей исполнить закон.Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компе­тенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК).

Однако после выпол­нения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

II. Метод стадии: 1) путем получения объяснений от граждан и должностных лиц; 2) путем проведения документальных проверок и ревизий; 3) путем проведения трех следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование).

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающую на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

IV.

Структура стадии: 1) начало стадии – с момента поступления одного из предусмотренного законом поводов; 2) конечный момент – вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) протяженность во времени – трое суток, десять суток, тридцать суток.I. Задача стадии – возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела описаны законодателем в ст. 140 УПК РФ. Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то Кодексом РСФСР об административных правонарушениях органу или должностному лицу.

Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

🟠 Ответьте на вопросы и получите бесплатную консультацию:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.