Целью надзорного производства является устранение нарушения прав человека

Целью надзорного производства является устранение нарушения прав человека

Академии государственного управления при Президенте Р К , г . Астана

Весьма инстанционными являются новеллы предусмотренные в проекте новой редакции УПК РК, в частности, о рассмотренном составе надзорной коллегии при рассмотрении представлений Председателя Верховного суда Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан, которые могут без принципа инстанционности своими представлениями возбуждать надзорное производство.
С учетом мнения Европейского Суда о непризнании надзора, как инстанции, и Римской Конвенции о правовой определенности, Верховный Суд РК должен стать надзорным судом, по обращениям участников процесса рассматривающим дело окончательно. Кассационные инстанции следует исключить. Таким образом, вся судебная структурная система будет состоять только из трех инстанций, что будет соответствовать международным стандартам.

О последнем случае следует отметить, что было бы вернее всего позволить надзорной коллегии при наличии первого обращения кого — либо из участников процесса с ходатайством проревизировать судебный акт от начала до конца, принять решение. serikseit @ mail . ru

Надзорное производство

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями.

Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства. В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Следует отметить, что после внесения Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ изменений в главу о надзорном производстве, положения п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ в этом отношении остались неизменными и по-прежнему возможность надзорного обжалования постановлений мировых судей в Верховный Суд РФ зависит от результатов рассмотрения жалобы (представления) в первой надзорной инстанции — Президиуме суда субъекта РФ.

Следует отметить поднимавшийся целой группой граждан перед Конституционным Судом РФ вопрос о конституционности п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ, поскольку он допускает подачу надзорных жалоб (представлений) на постановления президиума суда субъекта РФ и исключает тем самым обжалование в данную надзорную инстанцию решений и определений мировых судей и апелляционных решений и определений районных судов в случае отказа в истребовании дела судьей суда субъекта РФ либо передаче истребованного дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Подведем итог предложениям, вынесенным в ходе определения существующих теоретических проблем надзорного производства: П. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в разумные сроки. При определении того, насколько срок судебного разбирательства являлся разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение заявителя, поведение государства в лице соответствующих органов Бюллетень Европейского суда по правам человека.

Российское издание. 2004. N 5; Постановление Европейского суда по правам человека по делу «Калашников против Российской Федерации от 15 июля 2002 г.. Также актуален вопрос возможности обжалования заинтересованными лицами решений и определений мировых судей и районных судов.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

При проведении плановых, внеплановых проверок необходимо исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, а также не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

В условиях отсутствия должного законодательного регулирования важную роль в вопросах зашиты прав могут играть указы Президента РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами наравне с российскими гражданами за исключением некоторых видов прав, которые могут принадлежать только гражданам России (например, право избирать и быть избранным в органы публичной власти, право поступления на государственную службу и т. п.). Целью надзорного производства является устранение нарушения прав человека? Критерии оценки результатов деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина основаны на правомерности и своевременности вмешательства, полноте использования предоставленных прокурору полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности (п. 21 приказа). Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью отечественной правовой системы.

В контексте рассматриваемого вопроса следует назвать: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Конвенцию МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др. Надзорная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, определения или постановления, то есть соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и их обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, определении или постановлении фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы нижестоящего суда. Ни судья, ни суд следственные действия производить не вправе.

Нарушения прав человека на Украине: эта музыка будет вечной? – общество, события и факты


Между тем, исходя из содержания ч. 2 ст.

86 УПК РФ, в надзорную инстанцию стороны вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого. В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции: В рассмотренном случае ЕСПЧ пришел к выводу, что обращение к Председателю ВС РФ с жалобой не является средством правовой защиты, которое должно быть исчерпано для целей ст. 35 вышеназванной Конвенции, и, соответственно, довод Правительства РФ о неис-черпании этого средства заявителями Судом был отклонен. Принимая во внимание срок обращения и основания проверки судебных постановлений в особенном порядке, можно предположить, что таким образом установлена дополнительная возможность для заинтересованных лиц проверить в надзорном порядке вступившие в законную силу судебные постановления. двойной вред: в полном объеме не обеспечивают решения своих задач ни органы прокуратуры, ни органы государственного контроля. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т. е. установленных главным законом страны – Конституцией Российской Федерации, – прав и свобод граждан. Это позволя

Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

В ходе прокурорской проверки устанавливаются следующие обстоятель­ства: 1) имело ли место нарушение прав и свобод человека и граж­данина; 2) какие правовые нормы были нарушены; 3) каким органом, организацией и конкретно кем из руково­дителей было допущено нарушение прав и свобод человека; 4) обстоятельства, которые способствовали нарушению.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». При этом объем правовых полномочий прокурора в основной своей части идентичен полномочи­ям при проведении надзора за исполнением законов.

Но совпадая по форме с права­ми прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, ука­занные полномочия различаются по содержанию решаемых задач.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматриваются ма­териалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях прав граждан. Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широко­го внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности. Про­курор должен быть прямо заинтересован в том, чтобы результаты прокурорских проверок приобрели широкую огласку – сущест­венно возрастает профилактический эффект проверок. Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятель­ность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профи­лактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бе­сед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информа­ции, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до граждан требований законов..

Перечень средств (форм) реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, равно как и других граждан, предусмотрен Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В широком смысле защита прав и свобод сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, как и иных граждан, есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности и их предупреждение, а также восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить эти нарушения и ограничения не удалось.

При осуществлении прокурорского надзора, в том числе за исполнением законов, регулирующих права и свободы сотрудников органов внутренних дел и других граждан, прокуроры имеют право в соответствии с предоставленными им Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации (ст. 22, 47) полномочиями: 3. Привлечение специалистов к прокурорским проверкам исполнения законодательства о социальной защищенности сотрудников. Особенно это необходимо при проведении проверок исполнения, регламентирующих вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий службы, организацией питания личного состава, доведением положенных норм довольствия, соблюдением санитарных норм и др. В качестве таких специалистов следует приглашать представителей медицинской, продовольственной, санитарно-эпидемиологической служб. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с имеющимися документами и материалами, но только в части, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

При отказе в удовлетворении такой просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.

Глава 6

Меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина также следует применять на основании обобщенных данных о состоянии законности в сфере их соблюдения как в целом, так и по отдельным их видам и группам.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами наравне с российскими гражданами за исключением некоторых видов прав, которые могут принадлежать только гражданам России (например, право избирать и быть избранным в органы публичной власти, право поступления на государственную службу и т. п.).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП прокурору предоставлено исключительное право возбуждать производство об административных правонарушениях, предусмотренных в 31 статье КоАП, причем часть из них касается конституционных политических прав граждан. Необходимо обеспечить учет поднадзорных объектов, которые в современных условиях постоянно изменяются (регистрируются, реорганизуются, прекращают свою деятельность). С этой целью на постоянной основе накапливаются банки данных о поднадзорных объектах, истребуются сведения о них от администраций местного самоуправления, а также регистрирующих, налоговых органов, банковских и иных структур.

Также могут быть использованы справочно-информационные издания администрации субъекта РФ, района (города): телефонные справочники; списки предприятий, организаций, учреждений.2. Бессарабов В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г.

Бессарабов, К. А. Кашаев. — М.: Городец, 2007.

Курс лекций международная защита прав участников уголовного судопроизводства

Усиление состязательности судопроизводства обеспечивает и повышение объективности суда, поскольку исключает совершение судом действий по доказыванию той или иной позиции, в первую очередь обвинения. Именно наличие обвинительного уклона в уго­ловном судопроизводстве и послужило одной из причин, вызвав­ших необходимость его реформирования 21.

Возможность ограничения прав и свобод граждан исключительно на основании судебного решения, по замыслу законодателя, обеспечивает законность и обоснованность процессуальных решений и направлено на исключение ошибок, злоупотреблением процессуальными полномочиями, необъективность.

Так, согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для умаления. Уголовно-процессуальный кодекс РФ также гарантирует недопустимость унижения чести и достоинства лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. По мнению В. А Лазаревой, судебное разбирательство рассматривается как проверка версии обвинения, а возможность привлечения судом новых доказательств как проявление судебного контроля за полнотой представленных обвинением доказательств обоснованностью предъявленного обвинения.

При этом цель судебного контроля не восполнение пробелов расследования, а стремление не допустить не основанного на доказательствах обвинительного приговора 22. В отличие от кассационной инстанции, срок обращения с жалобой в которую, ограничивается законом десяти сутками, начало надзорного производства и пересмотр судебного решения не ограничены какими-либо сроками. Новацией УПК РФ является положение о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения.

Меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина также следует применять на основании обобщенных данных о состоянии законности в сфере их соблюдения как в целом, так и по отдельным их видам и группам.

Необходимо обеспечить учет поднадзорных объектов, которые в современных условиях постоянно изменяются (регистрируются, реорганизуются, прекращают свою деятельность).

Нарушения прав человека РФ в СССР. Оповещение граждан. Жалобы в ЕСПЧ (Е.Н. Мурашко) — 01.07.2017


С этой целью на постоянной основе накапливаются банки данных о поднадзорных объектах, истребуются сведения о них от администраций местного самоуправления, а также регистрирующих, налоговых органов, банковских и иных структур. Также могут быть использованы справочно-информационные издания администрации субъекта РФ, района (города): телефонные справочники; списки предприятий, организаций, учреждений.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст.

24, 28 Закона о прокуратуре вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Критерии оценки результатов деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина основаны на правомерности и своевременности вмешательства, полноте использования предоставленных прокурору полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности (п. 21 приказа).2. Бессарабов, В. Г.

Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Катаев. — М.: Городец, 2007.

Предмет, пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и полномочия прокурора по его осуществлению

В условиях отсутствия должного законодательного регулирования важную роль в вопросах защиты прав могут играть указы Президента РФ.

Прокурор обязан пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности (п. 7 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195).

Конкретизация прав и свобод, а также существенные аспекты порядка их реализации нашли закрепление в кодифицированных федеральных актах (кодексах), федеральных законах и законах субъектов РФ. Итоги проведенных проверок находят отражение в аналитических документах: справках, обобщениях.

Итоговый документ по результатам проверки составляется прокурорским работником, проводившим проверку. В нем излагаются все установленные факты, имеющие юридическое значение. В заключительной части формируются предложения о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона. В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах иски в интересах пострадавших.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г

В соответствии с положениями части первой статьи 125, части второй статьи 127 и статьи 403 УПК РФ в порядке надзора может быть пересмотрено вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное как в ходе судебного, так и в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Если лицо осуждено к лишению свободы и отбывает данное наказание, то в случае отмены кассационного определения и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции мера пресечения в виде заключения под стражу не избирается.

Поступившие в суд надзорной инстанции ходатайства иных лиц и организаций о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям с разъяснением уголовно-процессуального законодательства.14. Постановление (определение) суда надзорной инстанции должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 388 УПК РФ, и содержать выводы о правильности или ошибочности решений суда первой, второй или нижестоящей надзорной инстанции в тех пределах, в которых уголовное дело рассмотрено.19. В соответствии с требованиями статьи 392 и части шестой статьи 410 УПК РФ указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судами первой и второй инстанции, судом нижестоящей надзорной инстанции, а также для прокурора.

Основания для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных актов должны быть сформулированы таким образом, чтобы соответствовать конституционно значимым целям и выступать гарантией принципа правовой определенности, обеспечивая баланс справедливости судебного решения, с одной стороны, и его стабильности, с другой. Характерной чертой новой законодательной регламентации стала четко выраженная в законе дифференциация оснований отмены и изменения вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в зависимости от того, влечет ли за собой пересмотр судебного решения ухудшение положения стороны защиты.


Читайте другие статьи на сайте:

Содержание

🟠 В чем суть вашей проблемы?

🟠 Ответьте на вопросы и получите бесплатную консультацию:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.