Ответственность за должностные преступления по уголовному праву России

Должностные преступления. Лекция 1. Понятие и характеристика преступлений

Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений. В период царствования Николая II, а именно 22 марта 1903 года было принято новое Уголовное уложение, которое являлось завершающим актом дореволюционного периода.

Нормативные установления этого исторического правового акта оказали существенное влияние на наполнение актов советского периода. Одним из видов по Воинским артикулам являлись должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр. Однако такого понятия как «превышение власти в законодательстве предусмотрено не было. В тот период времени регламентированы были лишь запреты на частные виды нарушения властных полномочий. * См., подробнее: Волженкин Б. В. К вопросу о понятии долж­ностного лица как субъекта должностных преступлений // Сов., гос-во и право.

1991. N 11. С. 75-76.** См.: Трайнин А. Н. Указ. соч. С. 17-18. *** См.: Лысов М. Д.

Ответственность должностных лиц по совет­скому уголовному праву. Казань, 1972. С. 23-24; Светлов А. Я. Указ. соч.

С. 94-96.

Особенности регламентации ответственности за должностные преступления в России: исторический аспект

Одним из способов понимания действующего законодательства является изучение истории права, что позволяет провести хронологию развития права в определенной области, сравнить нормативный материал исторически сложившегося права с современным законодательством. Предопределяется, что в каждом действующем законе есть элемент прошлого. Установив истоки появления ответственности за посягательства на интересы службы, можно понять современное состояние этого юридического образования и уловить тенденции его развития. [1]

Об этом свидетельствуют, в том числе, и санкции статей предусматривающих помимо наказания самого виновного, наказание лиц надзирающих за действиями должностного лица, которых уличили в упущениях. Подводя итоги анализа законодательства Российской империи, в части ответственности за должностные преступления можно отметить тот факт, что уголовный закон изначально обеспечивал охрану государственных интересов, затем дополнительно деятельность государственного аппарата, и в завершении — прав и интересов личности от злоупотреблений со стороны должностных лиц.

В период царствования Николая II, а именно 22 марта 1903 года было принято новое Уголовное уложение, которое являлось завершающим актом дореволюционного периода. Нормативные установления этого исторического правового акта оказали существенное влияние на наполнение актов советского периода. Первым советским кодифицированным законодательным актом был Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 года, в котором должностные преступления предусматривались в главе II Особенной части. В примечании к статье 105 УК РСФСР было сформулировано понятие «должностное лицо».

Статья устанавливала ответственность за злоупотребление властью. Уголовное законодательство дореволюционного периода отличается главной особенностью — суровостью наказания. Так, к примеру, если полицейским как должностным лицом было что-либо «учинено или допущено с намерением из мщения или же из корыстных или иных видов», к нему подлежало применению такое наказание, как лишение его всех прав и преимуществ, он также подлежал ссылке на поселение в Томскую или Тобольскую губернии, либо, альтернативно, на каторгу сроком до 8 лет. [6] Предмет исследования — правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за должностные преступления, а также нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок осуществления уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности.14. Определение Ленинградского областного суда № 22−1603/2011 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Общая характеристика и виды должностных преступлений

В законе не содержится определения должностных преступлений. Задачи по уголовному праву на тему состав преступления? Однако с учетом их особенностей, содержания и признаков составов можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений.

В ряде преступлений этой группы в качестве обязательного признака выступает предмет преступления: например, информация, предоставляемая Федеральному Собранию; деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера; официальные документы.

Прежде всего, преступления, предусмотренные гл.

30 УК РФ, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками: Таким образом, рассматриваемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Суть первого признака состоит в том, что лицо, в силу занимаемой должности и особых полномочий, использует их во вред интересам своей службы.

Преступление и уголовная ответственность

Наказание в виде ограничения свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», и вступило в силу с 10 января 2010 г. В настоящее время такой вид наказания, как смертная казнь, в России не применяется.

Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность, — УК РФ.

Уголовная ответственность наступает тогда, когда нарушение законодательства имеет признаки преступления. Преступление — это виновное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Уголовная ответственность отличается от иных видов ответственности более жестким подходом к правонарушителям. Это обусловлено высокой степенью общественной опасности совершаемых преступлений, и выражается в наличии особых уголовно-правовых мер наказания, применяемых к преступникам. Задачи по уголовному праву на тему объект преступления? Все преступления делятся па категории в зависимости от характера и степени общественной опасности на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Еще одним отличительным признаком уголовной ответственности является назначение уголовного наказания исключительно по приговору суда. Это единственный орган, который рассматривает уголовные дела и принимает по ним решения о привлечении к ответственности правонарушителей.

Объект этого преступления — нормальное функционирование, отправление медицинской деятельности. Необходимым условием ответственности за получение взятки является сознание должностным лицом, что получает материальные ценности за действия вопреки интересам службы. Если же должностное лицо своими действиями создает обстановку, вынуждая, толкая потерпевшего к даче взятки, то это расценивается обстоятельством, отягчающим ответственность.

Ответственность за должностные преступления

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами таких авторов как: Б. В. Волженкин — К вопросу о понятии должностного лица, как субъекта должностных преступлений; П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов Взяточничество: понятие, причины, квалификация; А. К. Ковисиния — Должностные преступления; А. В. Галахова — Должностные преступления; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис, С. Ш. Сагикян — Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые и криминологические проблемы; Н. И. Коржанский — Квалификация следователем должностных преступлений.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них. Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет.

Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, — как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Уголовное право

Этот вид лихоимства предполагал принятие подарка (взятки) без нарушения обязанностей по службе и различался лишь в зависимости от того, было или нет предварительное согласие взяткополучателя на получение взятки (так сказать, взятка-подкуп и взятка-вознаграждение).

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 ноября 1933 г. устанавливало уголовную ответственность соответствующих должностных лиц за представление неправильных учетных данных, а также за нарушение форм и сроков представления учетно-отчетных материалов (в первом случае их действия должны были квалифицироваться как превышение власти или служебных полномочий, а во втором — как злоупотребление властью или служебным положением либо бездействие власти).

Наказание при этом существенно снижалось (ограничивалось исключением из службы или удалением от должности или же «одним строгим выговором, со внесением или без внесения оного в послужной его список», «если получивший такую взятку, прежде какого-либо вследствие оной нарушения своих по службе обязанностей, объявит о том с раскаянием своему начальству»).

Полученные же в качестве взятки деньги или иной подарок поступали в распоряжение местного «приказа общественного призрения (что-то вроде современного собеса) или заменяющего его учреждения. В Уложении было дано определение субъекта преступлений по государственной или общественной службе. Им признавалось «всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления (ст. 636). Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 4 апреля 1927 г. усиливало уголовную (а также гражданскую) ответственность должностных (и частных) лиц за бесхозяйственное управление домами.

Виды должностных преступлений

Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений. Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления. Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.

Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.

К данной категории лиц относится руководящий состав государственных структур, который управляет подчиненным коллективом и при этом дает указания независимым гражданам. Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами. Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц.

Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению. Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.

Уголовное законодательство РФ

Предмет уголовного права – уголовно-правовые отношения, т. е. такие общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления и применением мер уголовного наказания.

Ст. 118 — Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью по неосторожности.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений — с 14 лет. Субъектом преступле­ния признается физическое вменяемое, достигшее предусмотренного законом возраста лицо, которое может нести ответственность по уго­ловному праву. Законодатель выделил понятие специального субъ­екта — это лицо, обладающее конкретными особенностями (долж­ностное лицо, военнослужащий, медицинский работник).

объективной связи, при которой одно явление при определенных ус­ловиях вызывает другое. Причинная связь — звено между конкрет­ным деянием и наступлением преступных последствий. Существует три вида противоправных поступков государственных служащих.

В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.
  • совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
  • государственными служащими;
  • муниципальными сотрудниками;
  • общими субъектами наказания.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. дал законодательное определение должностного лица. Под ними (в соответствии с примечанием к ст. 105) понимались «лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач». Указанные декреты и другие постановления советской власти о борьбе с должностными преступлениями послужили основой систематизации норм об ответственности за эти преступления в первом советском уголовном кодексе — УК РСФСР 1922 г. Указанные нормы были помещены в гл. Задачи по уголовному праву преступления против личности с решением? И Кодекса «Должностные (служебные) преступления — ст. 105-118.

Кодекс предусматривал ответственность за совершение следующих преступлений: После Октябрьской революции 1917 г. уже в первых декретах Советской власти нередко встречается упоминание о преступлениях советских служащих и называются отдельные их виды: злоупотребление властью, саботаж, дискредитирование власти, хищения, подлоги, небрежное исполнение обязанностей и др. Весьма важную роль в становлении советского законодательства об ответственности за служебные преступления сыграл декрет Совета народных комиссаров от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве». Следует также отметить характерную особенность режима уголовной ответственности за служебные преступления в дореволюционной России, заключающуюся в системе так называемой административной гарантии. Суть ее состояла в том, что для возбуждения уголовного преследования против должностного лица необходимо было согласие начальства, которое к тому же решало вопрос о предании обвиняемого суду или прекращении уголовного дела. Административная гарантия была закреплена в Своде законов 1932 г., а затем и в Судебных уставах 1864 г.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.