Соотношение понятий контроль и надзор в административном праве

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия. Контроль — атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

О соотношении понятий контроля и надзора Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин обратил внимание на важность профилактической роли применения законодательства, регулирующего реализацию государственного контроля и надзора, особенно в области

Органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении третьих лиц, которые не находятся по отношению к ним в подчинении; органы контроля — по большей части в отношении организационно подчиненных, но в некоторых случаях и в отношении неподчиненных объектов, например саморегулируемых организаций [20, с. 106-108].
Андреева Ю. Необходимая оборона и крайняя необходимость в административном праве? А.

К вопросу о соотношении понятий «контроль и «надзор / Ю. А. Андреева // Административное право и процесс. — 2009. — № 2. — С. 6-8.17. Kilyaskhanov I.Sh. The rights and freedoms of citizens in registration and licensing activities of the police, Monograph. Omsk, Omsk Law Institute of MIA of Russia Publ., 1997.

120 p. (In Russ.).2 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Собрание Ключевые слова: контроль, надзор, сходства, различия, разграничение, сущность, функциональная ориентированность. Соответственно в обосновании теории о тождественности терминов «контроль и «надзор со ссылкой на законодателя наблюдается несоответствие действительности. Надзор заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.Контрольпредставляет собой систему наблюдения над деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. 2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

Каково соотношение понятий «контроль и «надзор», в чем их отличие

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Какие органы, должностные лица уполномочены рассматривать дела о следующих административных правонарушениях:

Данное правонарушение предусмотрено ст. 20.16.

КоАП РФ Незаконная частная детективная или охранная деятельность. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания. Дайте юридическую оценку ситуации, решите вопрос о квалификации правонарушения и ответственности Лаврова, правомерности принятых решений и подведомственности данного дела.

Соотношение понятий контроль и надзор в административном праве

Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины.2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины

Рассмотрение вопроса о понятии контроля и напора и административной деятельности органов внутренних дел предполагает обращение к «классической административно-правовой проблеме о соотношении контроля и надзора в государственном управлении.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения используется понятие «государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения», но его «наполнение никак не объясняется. Из текста нормы следует, что правовая основа данных видов деятельности является двухуровневой, поскольку они «организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Как видно из приведенного анализа, понятия «контроль и «надзор прочно вошли в нашу жизнь, но до настоящего времени четко не разграничены. В то же время анализ прав должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять такой контроль (осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения; изъятия и уничтожения оружия в установленном порядке; требовать от юридических лиц и граждан представления документов, письменной или устной информации; при выявлении нарушений давать обязательные для исполнения предписания об устранении этих нарушений), с достаточной степенью ясности характеризует его как систематически осуществляемый специально организованный надзор. и т. п.), совершением административно-правовых действий, позволяющим им реализовать свои полномочия в той или иной сфере государственного управления. В то же время очевидно, что для административного надзора основными методами являются постоянное непосредственное наблюдение за соответствующими объектами, проверки по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Соотношение понятий контроль и надзор в административном праве? См.: Тарасов А. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля. С. 17, 20 — 21. Таким образом, мнений о соотношении надзора и государственного контроля много.

При этом очевидна необходимость систематизировать их и определить четкие критерии разграничения этих терминов применительно к сложившемуся в России государственно-правовому механизму.

Государственный контроль и надзор содержание

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Для установления сущность государственного контроля необходимо выделить его характерные признаки, составляющие его элементы, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди других близких понятий.

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью. Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчиненность проверяемого проверяющему; при надзоре — напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

Правовая регламентация и соотношение контроля и надзора в административной деятельности полиции

Рассмотрим отдельные законы, нормирующие проведение полицией тех или иных видов контроля и надзора.

Контрольно-надзорную деятельность регламентируют сразу несколько положений данных указов. Кроме того, признано, что наиболее важным преобразованием системы органов исполнительной власти явилось создание практически при каждом министерстве служб, наделенных полномочиями в сфере контрольно-надзорной деятельности.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», оперируя термином «контроль за оборотом оружия (ст. 28), исходит из его широкого понимания.

Среди субъектов контроля, помимо органов внутренних дел, называются органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. Следует отметить, что значимость административного надзора в современный период значительно возросла, что нашло свое отражение в преобразованиях, связанных с административной реформой, и, соответственно, в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». В настоящее время сложился следующий подход к разграничению рассматриваемых понятий: надзор – контрольная функция государственных органов, а контроль – функция по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемая соответствующими субъектами, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке.

Соотношение понятий — контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность

готовит ежегодные доклады о состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

  • определить особенности проявления государственных интересов в процессе осуществления государственного контроля (надзора) в сфере бизнеса и пути их обеспечения на современном этапе в Российской Федерации;
Одной из главных проблем в механизме осуществления банковского надзора является определение данной дефиниции. Преимущественно в научной литературе исследовался институт прокурорского надзора, а также надзор, осуществляемый в сфере внутренних дел. Кроме того, контрольно-надзорная деятельность исследовалась в теоретическом аспекте. В современной юридической науке вопрос о сущности контрольно-надзорной деятельности государства решается неоднозначно.

Например, одно из самых распространенных мнений заключается в том, что контроль и надзор являются формой осуществления функций государства. На наш взгляд, наиболее убедительной является позиция исследователей, которые обосновывают контроль и надзор в качестве самостоятельной функции государства. Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: аналитический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; общенаучные методы познания, включающие методы классификации, обобщения, описания, принципы и методы системного подхода, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.

5) контролирующий субъект вправе отменять решения подконтрольного ( l. c. ). Следует, однако, сразу оговориться, что данный признак присущ только внутриведомственному и судебному контролю.19. Федяев Е. А. Совершенствование законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения /Преемственность и новации в юридической науке. Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей. — Вып. 1. — Омск: Изд-во Ом. акад.

МВД России, 2005. — С. 167-171. В системе органов исполнительной власти гос. контроль осущ. тот орган власти, который устанавливает обязательные нормы и правила (санитарные, противопожарные нормы). Чем отличается контроль от надзора в административном праве? Это объясняется их особой спецификой и необходимостью применения специальных знаний и методов контроля. Контроль может осуществляться в формах: проверка выполнения обязательных требований; ревизия, экспертиза; инспектирование; лицензирование определенных видов деятельности; регистрация актов, документов.

• персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий. наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности.

Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Соотношение контроля и надзора

В системе органов исполнительной власти гос. контроль осущ. тот орган власти, который устанавливает обязательные нормы и правила (санитарные, противопожарные нормы). Это объясняется их особой спецификой и необходимостью применения специальных знаний и методов контроля.

— выдача органами гос. власти, органами МСУ разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности гражданами и юрлицами.

Непосредственный (лично должностным лицом); Косвенный (через структуры, которые обеспечивают деятельность органа или должностного лица, обладающего контрольными полномочиями);- Общий: осуществляется за всей деятельностью подконтрольного в целом; Специальный за отдельными направлениями деятельности подконтрольного.- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.