Уголовное преследование, как функция прокуратуры
В целях выполнения задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура в Российской Федерации наряду с другими направлениями своей деятельности осуществляет уголовное преследование в соответствии с задачами, установленными законодательством (п. 6 и 55 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст.
1 Закона о прокуратуре).
Такая характеристика вытекает из исторического процесса становления и развития прокуратуры как правоохранительного органа государства. Однако после 1917 г. И вплоть до принятия УПК РФ отечественное законодательство не вводило в уголовно-процессуальный оборот категорию уголовного преследования и не раскрывало ее содержание. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Прокуратура является органом, который в состоянии оперативно, квалифицированно и, что немаловажно, бесплатно принять меры к защите нарушенных прав. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела? В отличие от суда, способного фиксировать и устранять нарушения закона, прокуратура способна выявлять их и пресекать. 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается Федеральной службой гос статистики (Росстат) совместно с субъектом официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. В ч. 4 ст.
Осуществление прокуратурой уголовного преследования
Для одной группы лиц — прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя — осуществление уголовного преследования является обязанностью. Причем уголовное преследование они осуществляют от имени государства (ст. 21 УПК).
Другой группой субъектов функции уголовного преследования являются потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, частный обвинитель, гражданский истец и его представитель. Их участие в уголовном преследовании, по общему правилу, является правом, но не обязанностью (ст. 22, 44 УПК).
Но он уполномочен в случае выявления в ходе надзорной деятельности фактов, связанных с нарушением уголовного законодательства, выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по этим фактам.
Он проверяет законность принимаемых органами предварительного расследования решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении таковых.
Однако прокурор, если признает, что дело расследовано некачественно, может его вернуть следователю или дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. Таким образом, прокурор наделен широкими полномочиями в досудебном производстве, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить конечную цель уголовного преследования — изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности. В суде прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинение. В обоснование обвинения представляет доказательства и участвует в их исследовании.
Он излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРОМ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Тем не менее в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ прокурор оказался лишен права возбуждать уголовные дела, а все его полномочия по руководству предварительным следствием были переданы руководителям следственных органов независимо от их ведомственной принадлежности. Столь радикальное ограничение сферы прокурорской власти в досудебном производстве послужило основанием для вывода об отстранении прокурора от участия в уголовном преследовании подозреваемого, обвиняемого по делам, находящимся в производстве следователей(1).
Возможно, законодатель, руководствуясь не совсем понятными для научной общественности и практических работников правоохранительных органов соображениями, прежде чем реализовать идею освобождения прокурора от руководства расследованием во всех его формах, решил, в порядке эксперимента, испытать ее для начала на предварительном следствии.
Однако, как нередко бывает в реальной жизни, при формировании условий реализации данной, на первый взгляд привлекательной идеи, не обошлось без крайностей.
Пункты 1, 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.07.2002 № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 194. См.: Исаенко Н. И. Процессуальные полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.
Действия прокурора в уголовном процессе
Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:
В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово.
Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.
На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели.
- противостояние преступности во всех ее проявлениях;
- организация правовой защиты;
- обвинение по конкретному делу.
Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости. — о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;В числе всех субъектов, осуществляющих уголовное преследование, прокуроры имеют наиболее универсальные полномочия.
Они не ограничены специальной подследственностью. При выполнении следственных действий прокурор полностью самостоятелен.
Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности — Государство и право
от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37) и таким образом изменил направление научных дискуссий.
1б См.: Щемеров, С. А. Участие прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса : автореферат дис.. канд. юрид. наук I С. А. Щемеров. — Нижний Новгород, 2007.
11 См.: Алексеев, С. Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии) : дис.. канд. юрид. наук / С. Прекращение уголовного дела и преследования в досудебном производстве? Н. Алексеев. — Самара, 2002. — С. 69. В дореволюционной российской науке уголовного процесса термин «уголовное преследование применялся как синоним понятий «судебное преследование», «обвинение», «уголовный иск » 3, и определялся, как полномочие государства требовать расследование дела судебным порядком и наказание виновного4.
При этом в нормах законодательства об уголовном процессе того времени закреплен был термин «судебное преследование » 5, перешедший затем и в первые нормативные акты советского государства. процессуального законодательства. Вновь появился этот термин в УПК РФ 2001 года в значении процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Уголовное преследование, осуществляемое прокурором
Говоря о полномочиях прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью целесообразно произвести сопоставление УПК РФ с УПК РСФСР в регулировании деятельности прокурора.
когда фактически расследование уже идет полным ходом. Возбуждение дела до получения на это согласия прокурора приведет к тому, что все добытые доказательства окажутся недопустимыми (см. ст. 75 УПК РФ), так как получены будут с нарушением требований закона (ч. 3 ст. 7 УПК РФ).
Наряду с указанными задачами Приказом Генерального прокурора № 31 от 18 июня 1997 года определены конкретные задачи деятельности органов прокуратур,- это: 7. Должны выявляться причины совершения преступлений и способствующие им условия и приниматься меры к их устранению. Прокурор осуществляет также иные полномочия, установленные законом. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частно-научные методы, такие как исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и др.10. Анисимов Г. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов на этапе вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и оценки доказательств // «Черные дыры в Российском законодательстве. — 2009. — № 5. — С. 163−165. соблюдать и осуществлять защиту прав человека, установленных в Европейской конвенции по правам человека и основным свободам;Поддержание государственного обвинения в суде должно быть объективным, предполагающим, как отмечалось, выявление как уличающих, так и оправдывающих подсудимого обстоятельств.
Принятие прокурором мер для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела снижает до некоторой степени опасность так называемого обвинительного уклона. Прекращение уголовного дела и преследования в судебном разбирательстве? Согласно приказу Генерального прокурора РФ «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел» от 24 ноября 1998 г. № 82 (п. 5) прокурор должен поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности. Таким образом, выделяя различные основания деления уго- ловно-процессуальной деятельности на отдельные функции, авторы, тем не менее, исходили из определения понятия функции как направления, круга деятельности. Мы исходим из того, что «функциональный подход, находящий свое отражение в разграничении уголовно-процессуаль- ных функций, имеет для уголовного судопроизводства такое же основополагающее значение, как принцип разделения властей для цивилизованного государства » 1.
Осуществление прокурором функции уголовного преследования 2
декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 6, 7 декабря 2011 г.) / Опубликован в «Российской газете от
Рубис А. С. Криминалистическое обеспечение деятельности прокурора в сфере борьбы с преступностью: монография. Минск, 2005 — 271 с.
Будет ли являться видеокассета, отснятая Книжкиным, доказательством по делу? Если да, то какие процессуальные действия необходимо для этого произвести? К какому виду доказательств его следует отнести?38. Соловьев А. Б. Функции надзора и уголовного преследования в деятельности прокурора на предварительном следствии // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: В 2-х ч. Тезисы научно-практической конференции повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ.
Нормативная регламентация непосредственного осуществления прокурором уголовного преследования в досудебном производстве
Следовательно, прокурор в досудебном производстве современного уголовного процесса может выступать в двух качествах:
С учетом этого и его полномочия могут рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это полномочия, непосредственно используемые прокурором при реализации функции уголовного преследования путем личного осуществления этой деятельности. Во-вторых, это полномочия связанные с руководством деятельностью органов предварительного расследования по осуществлению ими уголовного преследования.
При этом, следует иметь в виду, что термин «прокурор», по действующему законодательству (ст. 5 п. 31 УПК РФ), подлежит расширительному толкованию и употребляется в значении «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Вначале необходимо в рамках существующей модели досудебного производства внести в действующий закон изменения и дополнения, направленные на повышение результативности действий стороны обвинения по установлению события преступления и изобличению виновных лиц.1) как исполнитель уголовного преследования;
как руководитель уголовного преследования. Закон «О прокуратуре Российской Федерации содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов.
При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
Функции уголовного преследования и ее реализация в деятельности прокуратуры
публичное обвинение — когда идеальным субъектом преследования выступает общество или государство во имя общественных интересов.
В современном публичном уголовном процессе частное обвинение играет незначительную роль и производится только по узкой категории уголовных дел (часть 2 ст. 20 УПК РФ допускает обвинение только по четырем составам преступлений, предусмотренных с. 115, 116, 129 и 130 УК РФ).
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям: В то же время из ч.1 и ч.5 ст.
37 УПК РФ вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора. Публичное уголовное преследование прекращается в связи с прекращением уголовного дела, или в связи с прекращением уголовного преследования (ч. 3. ст.4 УПК РФ).
Урок 4. Основные направления деятельности органов прокуратуры
Другие материалы по теме:
- Кто несет ответственность при краже денег с карты
- О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью
- Требования к сейфу для хранения гладкоствольного охотничьего оружия дома
- Постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу
- Вор пробрался в дом нарушено право на неприкосновенность жилища
Содержание
- 1 Уголовное преследование, как функция прокуратуры
- 2 Осуществление прокуратурой уголовного преследования
- 3 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРОМ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
- 4 Действия прокурора в уголовном процессе
- 5 Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности — Государство и право
- 6 Уголовное преследование, осуществляемое прокурором
- 7 Осуществление прокурором функции уголовного преследования 2
- 8 Нормативная регламентация непосредственного осуществления прокурором уголовного преследования в досудебном производстве
- 9 Функции уголовного преследования и ее реализация в деятельности прокуратуры
- 10 Урок 4. Основные направления деятельности органов прокуратуры