Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Одним из характерных признаков прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования является то, что он осуществляется в отличие от общего надзора в процессуальной форме. И отдельные действия прокурора, и их совокупность выполняется в определенном порядке и при определенных условиях, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.
- Конституция Республики Беларусь;
- Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;
- УПК Республики Беларусь;
- Приказ Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования».
Надзор за исполнением законов в ходе предварительного расследования
право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (ст. 116 и п. 2 ст. 211 УПК);
право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (органа дознания) (ст.
219 УПК).
право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления (п. 1 ст. 211 УПК);2) право (и обязанность) прокурора проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК);4) право отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ст. 211 УПК); В случае приостановления предварительного следствия или дознания копия соответствующего постановления направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности. Важной составляющей правомочий прокурора является его обязанность тщательного и всестороннего рассмотрения в порядке ст. 124 УПК жалоб участников процесса на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования. 12.
Чеканов В. Я. Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1972.7. Sementsov V.A. Investigating actions. Ekaterinburg, 2003 [in Russian]
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие
Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора, вынесенных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, нужно обращать внимание на соблюдение положений ч. 1.1 ст. 148 УПК, предусматривающих вынесение следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа. Требуется на постоянной основе анализировать практику рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения.
Любая деятельность органов предварительного следствия по уголовному делу в конечном итоге приводит к принятию процессуальных решений. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовного дела? Воплощая в себе промежуточные или окончательные результаты предварительного следствия, они должны тщательно изучаться прокурорами с принятием в случае выявления нарушения требования законности и обоснованности их вынесения мер прокурорского реагирования.
Основным истопником получения прокурором информации о нарушениях конституционных прав и свобод граждан при производстве предварительного следствия являются их жалобы. Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа, прокурора в соответствии со ст. 124обладают существенной спецификой в сравнении с аналогичными характеристиками прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. В соответствии с п. 1 ст.
Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
дача дознавателю письменных указаний по поводу направления следствия, реализации действий процессуального характера;
Главная норма, устанавливающая прокурорские полномочия в сфере уголовного судопроизводства, — это ст. 37 УПК РФ, в соответствии с которой, производя досудебное производство по уголовному делу, прокурор имеет право на следующие действия:
Итак, для установления размеров полномочий прокурора при реализации рассматриваемого аспекта надзорной деятельности следует применить нормы УПК РФ. Несмотря на то, что в ч. 4 ст. 221 УПК устанавливается возможность обжаловать прокурорское постановление по поводу возвращения уголовного дела следователю, окончательное решение может приниматься лишь вышестоящим прокурором. Судебный контроль за законностью в стадии предварительного расследования? Прокурорский надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия представляет собой регламентируемую правовыми нормами деятельность управомоченных прокуроров на досудебных этапах уголовного процесса, цель которой — обеспечить законность при реализации уголовного преследования [2, с. 67].
Прокурор обеспечивает незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота. Проверки исполнения требований УПК прокуроры должны проводить не реже одного раза в месяц, обращая особое внимание на законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и др. В целях обеспечения своевременного и качественного раскрытия преступлений прокурор в пределах своих полномочий даст дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (ст. 4 ч. 2 ст. 37 УПК). В приказе Генерального прокурора от 03 января 2013 года № 1 Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования указано, что в случае установления фактов фальсификации доказательств, применения недозволенных методов ведения следствия (дознания), совершения иных незаконный действий при производстве предварительного следствия принимать меры по привлечению виновных к установленной законом ответственности.
Предмет надзора надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания — соответствие УПК процессуальных решений (действий), правовых актов принимаемых и выносимых органами уголовного преследования и их должностными лицами в ходе предварительного расследования. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе досудебного производства по уголовным делам является одной из важных составляющих предмета надзора. При этом нужно учитывать факт того, что согласно Конституции РФ права и свободы человека имеют высшую ценность. Уголовное преследование носит властно-распорядительный характер и связано
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции (ст. 211 УПК):
требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Предварительное расследование проводится под надзором прокурора и представляет собой важную гарантию законности расследования преступлений, обеспечения прав, интересов и свобод граждан.
Специфика прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного расследования заключается также в том, что прокурор вправе принимать на себя разрешение отдельных вопросов, давать обязательные для исполнения указания, отменять незаконные решения и даже в необходимых случаях осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел в полном объеме.1 См. : Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1994. С. 165—166. Прокурор надзирает также за своевременностью и правильностью признания соответствующих лиц потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками (ст. 136—138 УПК), за выполнением требований закона по обеспечению возмещения материального ущерба и применения конфискации имущества (ст. 30 и 175 УПК).
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования
Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией в? Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.
Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования. При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения. Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК.
Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Соблюдать требования о том, что никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту;
Практика показывает, что именно в этих органах при выполнении ими своих определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий нередко нарушаются права и свободы граждан, допускаются нарушения законности. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: Обеспечить, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий
Какие же меры прокурорского реагирования могут применяться в случае установления нарушений, допущенных органами предварительного следствия, в частности Следственного комитета?
е) при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением или обвинительным актом;
Другим возможным решением прокурора в случае несогласия следователя с его требованием является изъятие им уголовного дела у следователя, допускающего нарушения федерального законодательства в ходе предварительного следствия, и передача его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с указанием оснований такой передачи. Рассмотрев письменные возражения следователя по существу, прокурор вправе не согласиться с ними и, руководствуясь ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а также п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, принять новое решение по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Принятие такого решения является самостоятельной формой осуществления надзорной деятельности прокурора.»4. Признав доказательство недопустимым, суд выносит определение, а судья, прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания — постановление о его исключении из дела с перечислением в описательно-мотивировочной части допущенных при получении данного доказательства процессуальных нарушений и предусмотренных ч. 2 ст. 75 настоящего Кодекса оснований признания доказательства недопустимым».
Другие материалы по теме:
- Чем отличается тяжкое преступление от не тяжкого вреда здоровью
- В случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела
- Рассмотрение уголовного дела в особом порядке в отсутствие подсудимого
- Согласно УПК расследование преступлений в форме предварительного следствия
- Постановление о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии
Содержание
- 1 Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
- 2 Надзор за исполнением законов в ходе предварительного расследования
- 3 Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие
- 4 Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- 5 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
- 6 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования
- 7 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
- 8 Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования
- 9 Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
- 10 Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий