Руководитель и партнер франшизы: зона ответственности и риски

Существует ошибочное мнение, что при покупке франшизы, после того как было выбрано одно из направлений бизнеса и конкретная франшиза, рискует исключительно франчайзи – покупатель, он же потенциальный партнер франчайзера, так как он вкладывает финансы, тратит время, силы, работает над компетенциями и должен избегать потенциальных ошибок. Однако это максимально глубокое заблуждение.

Сложности в установлении партнерских отношений существуют и у продавца франшизы, и их также немало. Что касается самого наболевшего вопроса – рисков, то они существуют с обеих сторон. Следует отметить, что их характер и природа разные. Франчайзер в данной системе имеет особое положение. В общем смысле, он фактически единолично отвечает за все, что происходит, но также не имеет полного контроля над процессами. Чтобы окончательно убедиться в этом, франчайзи должен получить права на товарный знак, торговую марку и бизнес-модель. После этого в большинстве своем и приходит осознание того, что руководителю франшизы не все подвластно.

В этой связи зачастую ситуация приобретает интересный, а порой довольно неожиданный поворот. Недостатки франшизы для франчайзера заключаются в том, что потенциальные клиенты воспринимают название, логотип и торговую марку в общем. Не в их интересах выяснять, кто именно обсуживал их и несет ответственность за данную точку. Также они не будут вникать в причины проблем с качеством товаров и/или предоставления услуг, недостаточной мотивации и уровнем профессионализма сотрудников. Если клиент не получил того, чего хотел, ожидал, на что рассчитывал, столкнулся с грубостью, обманом и некомпетентностью, то шансы, что он еще раз обратится к той или мной компании, работающей по франшизе, можно сказать, равны нулю. Кроме того, это значительный удар по репутации, восстановить которую будет также не так уж и просто. Проблемы с репутацией имеют связь не только с неприятными ситуациями.

Они в целом показывают разницу между ожидаемым и реальным. Например, один франчайзи предоставляет исключительно продукцию премиум-качества, принимает на работу исключительно высококвалифицированных профессионалов своего дела, заботится об их уровне, предоставляет обучение и та далее. Естественно, такой бизнес идет в гору, приток клиентов увеличивается, возрастает интерес. Привыкшие к этому потребители и пользователи могут разочароваться, обратившись к этой же франшизе, но в другом районе или городе. В итоге возникает неоднородность, и репутация подрывается. Осуществлять контроль является самым сложным. В этом немаловажную роль играет образ мысли. Например, франчайзер может видеть ту или иную ситуацию по-своему, у него может быть свой взгляд на управление, на критерии оценки качества товара и/или уровня сотрудников. Он способен иначе распоряжаться прибылью, имеет свой взгляд на установку цен и может руководствоваться нетривиальными принципами ведения рынка. Когда же бизнесом управляет другой человек, все становится иначе. На него возлагаются обязанности по соблюдению единых стандартов.

Это очень важно для ведения бизнеса по франшизе, так как за годы существования была сформирована целевая аудитория, которая привыкла к определенным стандартам качества и обслуживания, приведя с собой также определенный процент заинтересованных. Клиенты являются способом продвижения, одним из максимально действенных, быстрых и результативных, так как скорость распространения информации является достаточно высокой. Подорвать доверие аудитории может вылиться в неприятные последствия, устранять которые придется долго и упорно. Франчайзи также в ответе за компетентность персонала. В целом, грамотный коллектив – залог успеха любого бизнеса, так как в нем есть процессы, на влияние которых не оказывают та же конъюнктура рынка, кризисы, финансы и тому прочее. Ряд явлений неразрывно связан с человеческим фактором, в особенности это касается общения, обслуживания, умения разрешать конфликты. Все это необходимо развивать для того, чтобы повышать качество работы. Кроме того, многие клиенты готовы прибегнуть к той или иной франшизе еще раз ради того, чтобы увидеть сервис высокого уровня. Достаточно квалифицированный персонал способен поднять бизнес на новый уровень, а это дорого стоит.

Разумеется, в данном вопросе не стоит стоять на месте. Франчайзи должен быть максимально беспристрастным в подборе персонала, ибо в данном вопросе нет места каким-либо личным отношениям: на первом месте стоит успех и благосостояние как доверенного бизнеса, так и материнской компании в целом. Существует огромное количество методик по подбору персонала, информации о необходимых качествах, компетенциях и том, как их необходимо развивать. Однако отыскать и собрать необходимую буде недостаточно. Время не стоит на месте, а потому необходимо постоянно развиваться, приобретать новые навыки и развивать имеющиеся. В этой связи франчайзи следует прибегнуть к мотивации коллектива, направлять, подсказывать. Многие успешные франшизы организовывают для своих сотрудников обучение, всевозможные курсы, семинары, вебинары, мастер-классы и тому подобное. Все это в совокупности способствует поднятию коллектива на новый уровень, что в той или иной мере приводит компанию к успеху.

Однако помимо коллектива существует и еще один вопрос. Какими бы ни были «прокачанными» сотрудники и клиенты, рассчитывать исключительно на сарафанное радио в вопросах продвижения очень опрометчиво. Как и было сказано выше, время не стоит на месте, диджитализация проникла во все сферы, в том числе и в маркетинг. Материнская компания обычно предоставляет стратегию, но нужны определенные усилия, чтобы ее поддерживать. Рекламная кампания может включать в себя полиграфическую продукцию, рассылки, сайт, зачастую и мобильное приложение, систему акций и бонусов. Всему этому следует уделить особое внимание. Например, сайт должен иметь максимально простой, интуитивно понятный интерфейс, быть оптимизирован под различные виды устройств. Рассылка должна быть цепляющей, а также информативной, что в приоритете. Таким образом, что руководитель франшизы, что ее потенциальный партнер должны осознавать свою единую миссию – развивать бизнес, работать на благо компании, и всячески способствовать ее выполнению.

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.