Статья 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого

Статья 425 упк РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Замечания по протоколу вносятся в его текст после записи показаний допрашиваемого.

Педагог (психолог) высказывает свое мнение не об оценке показаний, а о ведении допроса и записей в протоколе. Если у педагога нет замечаний, перед своей подписью он делает отметку: «Замечаний по ведению допроса не имею. Протокол мной прочитан лично. Содержание протокола соответствует показаниям».

Психолог — специалист в области подростковой и юношеской психологии — может быть особенно полезен при участии в допросе несовершеннолетних, имеющих физические или психические недостатки, не исключающие вменяемости, страдающих слабоумием, либо привлекаемых к ответственности за тяжкие, особо тяжкие преступления (проявления жестокости, исключительного цинизма, дерзости и т. п.). Наличие психологического расстройства или отставания в психическом развитии устанавливаются заключением экспертизы, но если экспертиза еще не проведена (назначена), участие психолога (или педагога) в допросе возможно при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего в материалах дела (показания родителей, учителей и других лиц, справки, выписки из истории болезни и т. п.).3.

Педагог — это сведущее лицо, имеющее педагогическое образование и работающее в учебном заведении: школе, спецшколе, СПТУ и т. п. Наличие такого образования предполагает специальные знания лица в области педагогики, детской и юношеской психологии. 1. Статья 425 упк рф допрос несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого? Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А. П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК. — [Электронный ресурс]. — М., 2005; Рыжаков А. П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. — М.: Экзамен, 2007.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе. Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих.

Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким. Длительность допроса определяется следующими факторами:
  • возрастом подозреваемого;
  • психологическим статусом;
  • общим самочувствием и показателями здоровья.

Как правило, имя ребенку дают родители, фамилия и отчество дается либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребенка регулируются статьей 58 СК РФ. 4. Статья 188 упк рф порядок вызова на допрос что это такое? Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.3.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. 6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Комментарий к статье 425 УПК РФ

Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А. П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК.

Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место.

Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.7.

Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии. 5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей.

У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия. Глава 8. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого упк рф с изменениями на? Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе 345Если приведенные нормы очерчивают всего лишь ограничение процессуальной дееспособности обвиняемого и потерпевшего, требующее оказания обязательной помощи (защитника либо представителя), но не устраняют участия в процессе судо­производства самого лица, то другие подразумевают исключение его непосредствен­ного участия в силу полной потери процессуальной дееспособности вследствие психического расстройства. Так, ст. 208 УПК РФ указывает: 5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Статья 425

4 часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых 2 часов допроса.

вопросы допрашиваемому, а также делать письменные замечания о ходе допроса,

Вызываемый педагог или психолог должен по роду своих занятий заниматьсярасстройством или отстает в психическом развитии, а также когда имеются данныев отношении несовершеннолетних является обязательным. Лица, проводящие допрос,

В ходе производства по уголовному делу перед экспертами- психиатрами (либо перед психиатрами и психологами в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы) может быть поставлен также вопрос о способности обвиняемого (подозреваемого) или лица, в отношении которого ведется дело о применении принудительных мер медицинского характера, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Такой подход позволяет учитывать случаи, когда подэкспертный способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, но неспособен самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Несмотря на то что процессуальная дееспособность тесно связана со способностью давать показания, она, естественно, подразумевает более высокую степень сохранности психических функций.

Так, оценка интеллектуального критерия включает четыре уровня:

Что касается свидетелей, то такая судебно-психиатрическая экспертиза может проводиться только с их согласия или с согласия их законных представителей (ч. 4 ст. 195 УПК). Оценке полноты актуальной реализации данной способности помогает и анализ самих показаний, включающий следующие компоненты: Сходная норма (ч. 3 ст. 253 Кодекса) имеет отношение уже к судебному разбирательству: в случае психического расстройства подсудимого или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого до его выздоровления.

Открытая медицинская библиотека

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста но страдающего психиче­ским расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Не исключает ли имеющееся у X. психическое расстройство явки в судебное заседание?

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, болезнь обвиняемого является одним из оснований приоста­новления предварительного следствия или судебного разбирательства.

Для уста­новления же наличия у обвиняемого психического расстройства такой глубины, что заболевший лишается возможности самостоятельно участвовать в деле, в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 196 УПК) требуется экспертиза.4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостове­ренное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. Сходная норма (ст. 253 УПК РФ) имеет отношение уже к судебному разби­рательству: «. в случае его (подсудимого) психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанав­ливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его. вы­здоровления. «.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

Уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются такие основные понятия, как: алиби; апелляционная инстанция; близкие лица; близкие родственники; вердикт; государственный обвинитель; дознаватель; досудебное производство и другие.

Главное назначение УПК РФ — это защита прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ ) С момента последнего обновления на сайте в кодекс наверника были внесены изменения.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Оценке полноты актуальной реализации данной способности помогает и анализ самих показаний, включающий следующие компоненты:

  • история возникновения первых показаний и ситуация, при которой это происходило;
  • постоянство показаний о сути происшедшего;
  • их логическая последовательность;
  • четкость, наглядность, качественное богатство деталями;
  • индивидуальность;
  • пространственная и временная связь;
  • специфические для деликта детали.

В ходе производства по уголовному делу перед экспертами- психиатрами (либо перед психиатрами и психологами в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы) может быть поставлен также вопрос о способности обвиняемого (подозреваемого) или лица, в отношении которого ведется дело о применении принудительных мер медицинского характера, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Вопрос, соответствующий этой задаче, может быть сформулирован следующим образом: способен ли по своему психическому состоянию подэкспертный правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания?

Одательные основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)

Международно-правовую защиту детей осуществляет ЮНИСЕФ — детский фонд ООН, который разработал основные международные нормативно-правовые акты по защите прав несовершеннолетних, а именно:

Права и свободы несовершеннолетних регламентируются как нормативно-правовыми актами общего, так и специального характера международного и национального уровней. Из них следует, что несовершеннолетние находятся на особом положении, и применение к ним определенных норм имеет свои особенности.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в Российской Федерации как и любое другое следственное действие регламентируется в соответствии с национальным конституционным и основанном на нем уголовно-процессуальном законодательстве. В перечисленных выше актах закреплены основные права и свободы детей, в соответствии с которыми правоохранительные органы отдельных государств-членов ООН могут производить какие-либо действия в отношении указанных лиц. Основным регламентирующим особое положение несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) при проведении допроса в ходе расследования актом является УПК РФ.

Особенности процессуального характера, связанные с участием в допросе несовершеннолетнего, указаны в ст. 425 УПК РФ. Исходя из текста данной статьи можно выделить следующие особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого):


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.