Сущность оперативно розыскной деятельности и ее правового регулирования

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Россия является участником целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно-розыскные отношения в Российской Федерации.

Правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни:
Значимость решений Конституционного Суда РФ для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, трудно переоценить. Фактически в этих решениях сформулированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие конституционность всех основных положений ФЗ об ОРД, а значит, и самой ОРД.В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности.

Именно на законодательном уровне в ФЗ об ОРД непосредственно урегулированы оперативно-розыскные правоотношения.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

После Конституции главная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

— Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1;

Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации — Федерального Собрания принимают постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов. Например, постановление Совета Федерации и Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. №398-СФ «Об информации и. о. министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти».- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации от 27.12.1991 г. № 2421-1;- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ;

Теория права в структуре правовой нормы выделяет три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Под оперативно-розыскными правоотношениями понимают урегулированные оперативно-розыскными нормами фактические (реальные) общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством с целью достижения результата, предусмотрен ноге оперативно-розыскным законодательством.

Оперативно-розыскные правоотношения в зависимости от их участников подразделяются на отношения, возникающие: Особенностью правоотношений в сфере ОРД является то, что они являются оперативно-розыскными, но с элементами иных отраслей права. Многие правоотношения административно-правового, уголовного, трудового, финансового и других отраслей права находят свое преломление в оперативно-розыскных нормах.

Диспозиция – часть нормы, закрепляющая модель поведения, которому должны следовать субъекты ОРД.

Сущность оперативно розыскной деятельности и ее правового регулирования

Каждый субъект ОРД наделен кругом своих полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т. е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.

Цели оперативно-розыскной деятельности конкретизируются в ее задачах, к числу которых ст.
2 Закона об ОРД относит следующие:

добывание информации о событиях или действиях, бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 3. Свистильников А. Сущность оперативно розыскной деятельности ее задачи и принципы? Б.: Основы оперативно-розыскной деятельности. — Белгород: БелГУ, 2007: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ. — М.: Омега-Л, 2006- Глава 1. Общие положения (ст. 1-5).

В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении. Акт судебной власти как правовой источник ОРД. Далеко не каждый акт судебной власти становится правовым источником ОРД.

Им может стать только вынесенное судом (включая Европейский суд по правам челове­ка) по конкретному делу решение, обоснование которого становится прави­лом, обязательным для всех правоприменителей (прежде всего судов той же или низшей инстанции) при решении аналогичного дела 1. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают акты: В статье 50 указывается, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Это положение вызывает необходимость оформления полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности данных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие определение.

Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6

Как известно, судебным прецедентом признается вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции, при решении аналогичного дела. Роль и место оперативно розыскной деятельности таможенных органов? Несколько таких решений в области ОРД приняты высшей судебной инстанцией.

Международно-правовые акты рекомендательного характера. К ним, в частности, относятся Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и Модельный закон «Об оперативно- розыскной деятельности», который был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 10—12 от 6 декабря 1997 г.). Соглашения, заключенные Правительством РФ. Например, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, подписанное в Москве главами правительств государств — членов СНГ 12 апреля 1996 г. Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.

Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений (данных) с помощью проведения ОРМ и использования помощи лиц, оказывающих конфиденциальную помощь правоохранительным органам. Добывание информации об угрозах безопасности России является обязательным элементом обеспечения такой безопасности как одной из целей ОРД. Следующим шагом в совершенствовании полицейских функций можно назвать принятие Устава уголовного судопроизводства 1864 г., который закрепил право полиции на осуществление негласной разведывательной деятельности. В соответствии с этим правовым актом при производстве дознания полиция нужные ей сведения могла собирать «посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением» (ст. 254), а также путем «негласного полицейского разведывания» (ст. 312).

Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

При правовом регулировании оперативно-розыскной функции борьбы с преступностью данные конституционные нормы определяют ее границы, правовое поле действия. В частности, они ограничивают возможность вторжения в личную жизнь и хозяйственную деятельность граждан рамками их противоправного поведения, предоставляют им право обжалования действий субъектов ОРД, нарушивших эти конституционные права, и каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими правовыми принципами и стандартами. Это относится к определению более совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскные правоотношения, содержатся в нормативных правовых актах, которые являются официальными документами, содержащими юридически значимую информацию. Совокупность данных актов выступает в качестве правовой основы ОРД (ст. 4 Закона об ОРД).3. Законодательный уровень правового регулирования включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, в том числе оперативно- розыскными мерами. Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями.

В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью. Среди законов данного уровня ключевым является Закон об ОРД, поскольку его нормы определяют содержание этой деятельности и закрепляют систему гарантий законности при проведении ОРМ.

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Наконец, четвертым и пятым факторами, влияющими на пределы правового регулирования ОРД, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.

Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно — властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу.

Под правовой основой такой деятельности следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. Границы правового регулирования общественных отношений ОРД. Их условно можно определить как «дальние и «ближние».»Дальние границы правового регулирования ОРД проходят там, где возникает необходимость.

Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

Тема № 1: Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности

Применение разведывательных методов в целях борьбы с преступностью возлагается государством на ОВД, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ, чем достигается их постоянное и целеустремленное функционирование в виде оперативно-розыскной деятельности.

В военном энциклопедическом словаре разведка определяется как совокупность мероприятий, проводимых с целью сбора данных о действительном или вероятном противнике, местности и других обстоятельствах, необходимых для принятия решения и оценки обстановки. Таким образом, в теории при обозначении сущности оперативно-розыскной деятельности называют ее основной признакразведывательно-поисковый характер мероприятий, осуществляемых преимущественно конфиденциальными средствами и методами в целях борьбы с преступностью. уголовного права и процесса ______________________ Ю. Понятие оперативно розыскной деятельности и принципы ее осуществления? И. Савельева

Только в 1992 г. в связи с принятием первого Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации стало формироваться российское оперативно-розыскное законодательство, которое получило свое развитие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», принятом в 1995 г.

Законодательное определение разведывательной деятельности содержится в ФЗ «О внешней разведке в ст. 1, 2 и 5.

Одновременно ОРД содержит элементы контрразведывательной деятельности, т. е. с помощью ОРМ, оперативно-розыскных средств и методов пресекает разведывательную и контрразведывательную деятельность организованных преступных формирований (ОПФ), террористических организаций и отдельных лиц, совершающих и подготавливающих преступления, находящихся в розыске за совершение преступлений, а также обеспечиваются защита государственной тайны и собственная безопасность субъектов ОРД. В частности, ряд международных договоров, конвенций (Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) и против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (2002)) предписывает проведение такого ОРМ, как контролируемая поставка, осуществление которой невозможно без международного сотрудничества, участия представителей нескольких государств, на территории которых такая поставка осуществляется. В отечественном законодательстве термин «оперативно-розыскные меры впервые появился в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятых 25 декабря 1958 г. В соответствии со ст.

29 Основ на органы дознания было возложено «принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших». Аналогичное понятие было включено в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР и соот-ветствующих статьях УПК других союзных республик СССР. поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др. Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права.

Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан. В своей основе эти нормы содержат оценочные характеристики криминальной ситуации в стране, постановку целей и задач, общие организационное указания. В третью группу нормативных актов входят «другие федеральные законы». Во-первых, в их число включают только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены: УК, УПК, Закон о государственной тайне, Федеральные законы о прокуратуре и о государственной защите.

Во-вторых, их перечень в ФЗ об ОРД носит открытый характер (ст. 4) и может пополняться новыми законодательными актами. Все перечисленные объективные и субъективные факторы взаимосвязаны. и взаимообусловлены, и только их совокупность позволяет уяснить пределы правового регулирования ОРД.
  • образующие правовую основу ОРД;
  • включенные в оперативно-розыскное законодательство;
  • составляющие оперативно-розыскное законодательство;
  • представляющие нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ.

Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.