При этом в соответствии со ст. 380 УПК РФ судебное решение признается не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, если выводы суда, изложенные в нем, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на правильность этого решения. Постановлением суда надзорной инстанции постановление отменено по следующим основаниям. Надо заметить, что любая реформа имеет, как правило, свои положительные и отрицательные аспекты. Участие специалиста бухгалтера на стадии возбуждения уголовного дела? Необходимо оптимизировать правовое регулирование деятельности должностных лиц по проверке сообщений о преступлении с тем, чтобы создать гарантии для соблюдения прав физических и юридических лиц и при этом учесть интересы общества, правоохранительных структур, интересы государства [6].
Возбуждение уголовного дела — первоначальный этап уголовного судопроизводства, на котором уполномоченные государственные органы и должностные лица, располагающие сведениями о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают достаточные данные, указывающие на наличие или отсутствие признаков преступления, и принимают решение возбуждать или не возбуждать уголовное дело [1].
Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела
Условно ее можно разделить на четыре этапа :
-
- прием и регистрация сообщений о преступлениях;
- анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
- проверка сообщения о преступлении;
- разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Содержание стадии возбуждения уголовного дела: деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачами стадии. Субъектами правоотношения являются:
-
- инициатор сообщения о преступлении (т. е. лицо, официально заявившее о преступлении — заявитель, по делам частного и частно-публичного обвинения);
- дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязанные принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела
применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом;
каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, — привлечено к установленной законом ответственности;
Начальник следственного отдела в соответствии со ст. 39 УПК РФ поручает следователям расследование уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания. Прокурор в свою очередь осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное решение следователя или начальника следственного отдела, но не вправе подвергнуть следователя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки между следователями.
Начальник следственного отдела не вправе отменять решения следователя за исключением постановления о приостановлении уголовного дела. привлечение к уголовной ответственности виновных лицдолжно быть законным и обоснованным; Поэтому цель работы – выявить и рассмотреть недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают процессуальную деятельность органа дознания на данном этапе движения уголовного дела, и на основе этой работе выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства. Степень научной разработанности проблемы. Понятию процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела в юридической науке и правоприменительной практике посвящено очень мало научных работ. Место происшествия не ограничивается только обстановкой совершения преступного деяния, им можно признать место сокрытия похищенного, обнаружения трупа, орудий преступления и т. п. На момент принятия УПК РСФСР 1960 г. в нем не предусматривалось производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела. Лишь в 1963 г. в порядке дополнения законодательства в этой стадии в случаях, не терпящих отлагательства, был разрешен осмотр места происшествия.
Было закреплено также, что при наличии оснований уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия. Надзирающий прокурор также ведет учет изученных проектов постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, к которому приобщаются их копии и рапорты государственного обвинителя и надзирающего прокурора. К надзорным производствам приобщаются все поступившие в порядке ст. 172 УПК РФ постановления соответствующей категории. Сотрудники прокуратуры, изучившие уголовное дело, и их непосредственные руководители несут персональную ответственность за качество и своевременность проведенной проверки, а также обоснованность составленного рапорта. При осуществлении надзора на данной стадии подлежат исключению случаи необоснованной и немотивированной отмены постановлений о возбуждении уголовного дела, а равно случаи согласования незаконных процессуальных решений.
Стадия возбуждения уголовного дела (стр
Часть 1 ст. 108 УПК содержит перечень поводов к возбуждению уголовного дела:
Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов другому органу или должностному лицу.
Поводы к возбуждению уголовного дела должны удовлетворять следующим требованиям: Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы: само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности;
Возбуждение уголовного дела
Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.
Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что еще до начала судебного разбирательства следователь (дознаватель) принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств достаточных для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела. Тем самым данная стадия облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от рассмотрения дел, по которым бесспорно нет необходимости назначения наказания.
соединение и выделение уголовных дел и материалов дела. Понятие, сущность и значение стадии предварительного расследования. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Возбуждение уголовного дела является важной мерой реагирования государства на подготавливаемые, совершаемые и совершенные общественно опасные деяния. Но помимо важности и ценности данной меры реагирования она должна быть также и эффективной, т. е. при минимальной затрате времени, а также сил и средств государства, должно проводиться качественное расследование преступлений. Согласно положениям, содержащимся в «дорожной карте», предлагается такая схема, когда производится регистрация заявления, последующий сбор доказательств путем производства следственных действий, задержание подозреваемого, избрание меры пресечения и расследование.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны. Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя.
Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.
Уголовно-процессуальное право
Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования. Сопряженное с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, предварительное расследование производится лишь в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан в Российской Федерации.
Деятельность следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания на данной стадии должна отвечать назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Никакие иные соображения при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела (целесообразность, возможность изобличить лицо в совершении иных преступлений и т. п.) в расчет приниматься не должны.
Деятельность органов государства и должностных лиц на данной стадии строго регламентирована уголовно-процессуальным законом (раздел VII УПК РФ). Незаконное или необоснованное решение о возбуждении уголовного дела подлежит отмене.
Если по возбужденному таким образом уголовному делу производились следственные действия, то полученные доказательства признаются недопустимыми (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ). Стадии возбуждения уголовного дела присущ ряд характерных черт, определяющих ее особое место и роль в общей системе стадий уголовного судопроизводства.1. Это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства.
Возбуждение уголовного дела обладает всеми признаками, которые характеризуют любую стадию уголовного процесса: (а) ее не может миновать ни одно уголовное дело; (б) она имеет такую непосредственную задачу, невыполнение которой препятствует дальнейшему развитию процесса; (в) она характеризуется спецификой характера деятельности и положения участников уголовного процесса; (г) данная стадия завершается итоговым процессуальным актом.
Органы предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела
Руководитель следственного подразделения продлевает срок проверки до испрашиваемого в постановлении, устанавливает свой срок, но не превышающий разрешенный законом, или отказывает в продлении. Каких-либо указаний закона, предписывающих ему вынести мотивированное постановление по этому поводу и пояснить основания принятия того или иного решения, в УПК РФ не предусмотрено.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст.
6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации прокурор наделен полномочиями требовать полного устранения нарушений закона, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования и привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях.
Указание Следственного комитета при МВД России №17/1-15453 от 23.08.2007 г. также предписывает руководителям следственных органов при необходимости по запросу прокурора направлять ему для изучения материалы уголовного дела, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки прокурору необходимо указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение. В соответствии с ч. 1 ст.
146 УПК РФ следователем при наличии повода и основания возбуждается уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. При отсутствии основания, а также при наличии правовых препятствий для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст.148 УПК) или о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст.
Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела
На протяжении многих лет на стадии возбуждения уголовного дела фиксируются и выявляются средствами ведомственного контроля, прокурорского надзора, судебной проверки жалоб заявителей массовые нарушения прав граждан и юридических лиц, процессуальные ошибки.
Подготовленные автором предложения о дополнении УПК РФ направлены в Организационно-аналитический департамент МВД России, где прошли обсуждение и рекомендованы для использования в нормотворческой работе. Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Свердловской области, а также в учебный процесс Московского университета МВД России.
Практическая значимость базовых положений диссертации, подготовленных на их основе научных публикаций, предложений заключается в возможности их применения в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности Российской Федерации, в учебных и практических пособиях, методических рекомендациях, обзорах, в научно-исследовательской работе и учебном процессе, в непосредственной деятельности должностных лиц органов предварительного расследования, прокуроров, судей, адвокатов. обобщить практику реализации судебного контроля на стадии возбуждения уголовного дела, установить его фактический предмет;Апробация результатов исследования.
Диссертация подготовлена в научно-исследовательском центре № 5 «ФГКУ ВНИИ МВД России», где осуществлено ее рецензирование и обсуждение. Основные выводы, предложения и практические рекомендации исследования опубликованы в 8 научных работах, в том числе 5 из них в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских и кандидатских исследований.
Стоявшие перед органами расследования в период Великой Отечественной войны задачи были сформулированы в директивных указаниях Прокуратуры СССР следующим образом:
б) 10 дней — о самовольном разбазаривании материальных ценностей из государственных резервов;
в) 7 дней — о должностных преступлениях, совершенных работниками сельского актива и связанных с проведением хозяйственно-политических кампаний, и о нарушении прав семей военнослужащих; г) 10 дней — о преступлениях несовершеннолетних; д) 5 дней — об уклонении от призыва в армию и выполнения трудовых повинностей. Наряду с этим Прокуратура СССР боролась со случаями неосновательного возбуждения уголовного преследования. Отказ от возбуждения уголовного дела на досудебной стадии? Прежде всего необходимо отметить замену инструкции органам дознания Красной Армии 1940 года новой, объявленной приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 12 ноября 1942 г.
Читайте другие статьи на сайте:
- Могу ли я забрать заявление в полиции о краже если не завели уголовное дело
- Уголовные дела прекращенные в связи с отсутствием состава преступления
- Определение кражи как преступления за которое должна следовать уголовная
- Об освобождении от дополнительного наказания и снятии судимости
- Пособник в соучастии может отказаться от совершения преступления только в
Содержание
- 1 Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела
- 2 Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела
- 3 Стадия возбуждения уголовного дела (стр
- 4 Возбуждение уголовного дела
- 5 Уголовно-процессуальное право
- 6 Органы предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела
- 7 Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела