Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

Содержание

Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела

Другой важной задачей прокурорского надзора является своевременное устранение и предупреждение случаев необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Важность этой задачи заключается в том, что необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела препятствует нормальному развитию процесса, не позволяет путем дальнейшего производства по делу установить истину и является по существу отказом в правосудии [27, с. 65].

В рамках надзора за соблюдением требований закона на стадии возбуждения уголовного дела прокурор проверяет: полноту, правильность и своевременность учета и регистрации поступивших в компетентный орган сообщений о преступлениях; обоснованность и законность проводимой по ним проверки; соблюдение предусмотренных для их разрешения сроков; выполнение требования об уведомлении заявителя и иных заинтересованных лиц о принятом решении (ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 УПК).
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя. Причем Генеральный прокурор РФ обязывает подчиненных прокуроров не ограничиваться только устранением нарушений закона, допущенных в стадии возбуждения уголовного дела, но и принимать меры, исключающие подобные нарушения в деятельности соответствующих органов. В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа. В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Незаконным признается постановление, вынесенное с нарушением как уголовно-процессуального, так и материального права. Незаконным, в частности, постановление может быть признано, если в нем отсутствуют дата его вынесения или подпись лица, его составившего, если оно вынесено не уполномоченным на то должностным лицом, основывается на недопустимых доказательствах и др. Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом (ч. 5 ст. 189 УПК).

Адвокат вправе: давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации; задавать с разрешения следователя вопросы свиде–телю; делать письменные замечания по поводу пра–вильности и полноты записей в протоколе, а также заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Следователь может отвести вопросы ад–воката, но обязан занести отведенные вопросы в про–токол допроса. Противоположной приведенной точке зрения является позиция о том, что руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа без какого-либо ограничения во времени Никифоров С. А. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела // Законность. — 2011. — № 1. — С. 40-42..

Курс уголовного процесса

Таким образом, судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела выполняет важнейшую функцию защиты и восстановления прав и законных интересов лиц, нарушенных или поставленных под угрозу нарушения на любом этапе приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, не подменяя при этом ни предварительное расследование, ни судебное разбирательство уголовного дела.

После сокращения полномочий прокурора Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, в том числе лишения его права самостоятельно возбуждать уголовное дело, наиболее значимым полномочием прокурора теперь является предоставленное ему право отменять незаконные и необоснованные итоговые для стадии возбуждения уголовного дела процессуальные решения.

В силу ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации и п. 1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (учетно-регистрационной дисциплины) во всех органах дознания и предварительного следствия.

То есть предметом прокурорского надзора является соблюдение закона на всех этапах стадии возбуждения уголовного дела. В отличие от руководителя следственного органа прокурор не является лицом, ответственным за организацию приема, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях, а также сегодня не имеет полномочий по самостоятельной проверке сообщения о преступлении процессуальным путем. Поэтому при осуществлении надзорной деятельности он не связан возможными ведомственными интересами, показателями работы («статистическое повышение процента раскрываемости преступлений и т. п.). Постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется прокурором путем вынесения соответствующего постановления без ограничений по срокам его вынесения.

Прокурор направляет постановление начальнику органа дознания с указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Гарантии соблюдения принципа законности в деятельности по уголовному преследованию предполагают наличие функционально различных по своему содержанию, но общих по цели прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля.

В сложившейся ситуации эффективность ведомственного контроля по такому параметру, как своевременное выявление нарушений закона в деятельности следователей и дознавателей по разрешению сообщений о преступлениях, представляется невысокой.

Следует отметить, что прокурорский надзор, ведомственный контроль за деятельностью по разрешению сообщений о преступлениях фактически выполняют общую для всей системы органов уголовного судопроизводства роль, заключающуюся в обеспечении законности и обоснованности действий и принимаемых по сообщениям о преступлениях процессуальных решений. Результаты прокурорских проверок материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, а также уголовных дел, по которым выявлялись нарушения, показывают, что нарушениям в том числе способствовали недостатки ведомственного контроля, осуществляемого руководителями следственных органов и начальниками органов дознания.

В первую очередь это относится к обеспечению конституционных прав граждан, привлекаемых к участию в уголовном судопроизводстве. При осуществлении надзора за деятельностью по разрешению сообщений о преступлениях прокурор не только дает ей оценку с точки зрения ее соответствия закону, но и вправе посредством предоставленных ему полномочий направлять ее в интересах обеспечения законности, отменять процессуальные акты органа дознания и предварительного следствия.

Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. Прокурорский надзор за орд дознанием и предварительным следствием? N 277Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Применительно к стадии возбуждения уголовного дела ведомственный процессуальный контроль — это контроль над своевременностью деятельности по поступившему сообщению о преступлении, состоянием регистрационно-учетной дисциплины, законностью проведения проверочных действий и обоснованностью

Abstract: Article is devoted to problems of departmental and procedural control during the conducting verification of the message and crime. Problems of departmental control, judicial control and public prosecutor’s supervision of procedural activity of authorized public officials are separately investigated.

— Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об- обеспечить изучение поступающих материалов проверок об экономических и коррупционных преступлениях, проведенных сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел;1.

Есина А. С. Организация деятельности дознавателя по расследованию

Прокурорский надзор и судебный контроль на этапе возбуждения уголовного дела

Письменное предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре») также обязательно к исполнению должностным лицом, которому оно адресовано. Его игнорирование влечет за собой установленную законом ответственность.

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре») вносится начальнику органа дознания и должно быть рассмотрено незамедлительно.

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, должны быть приняты начальником органа дознания в месячный срок со дня внесения представления, о чем письменно докладывается прокурору.

Если судья примет решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, т. е. признает действия (бездействие) или решение соответствующего должностного лица незаконными или необоснованными, он выносит постановление, где формулирует решение и мотивы его принятия и указывает на необходимость устранения допущенного нарушения (п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ). Жалоба рассматривается не позднее пяти суток с момента ее поступления единолично судьей районного суда по месту производства дознания или неотложных следственных действий (если речь идет об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела) или применительно к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, отказу в приеме сообщения о преступлении — районного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на таможенный орган, сотрудники которого приняли соответствующее решение в порядке, установленном ч. 3, 4 ст. 125 УПК РФ. При производстве дознания копии постановления судьи направляются также заявителю и прокурору.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль: вопрос соотношения Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В. А. Михайлов полагает, что прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве, с одной стороны, является его частью, а с другой — как бы находится над ним [10].

предварительного следствия (дознания), а также применение полномочий, направленных на устранение выявленных нарушений закона [1].

Дополнительно к сказанному отметим, что в науке уголовного процесса имеются критерии, по которым возможно разграничение исследуемых нами правовых явлений.

О. Прокурорский надзор и судебный контроль при возбуждении уголовного дела? О. Щепилов, например, предлагает следующий ряд критериев: субъект, предмет и пределы, поводы и основания, время осуществления, объем полномочий [15].3. Григорьева Н. В. К вопросу о ведомственном процессуальном контроле в уголовном судопроизводстве // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 5. — С. 128.11. Кальницкий В. В. Соотношение ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора за предварительным следствием // Вопросы теории и практики уголовного судопроизводства. — Омск : Ом.

В прокуратуре республики состоялось координационное совещание


акад.

МВД РФ, 2016. — С. 10.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Данная проблема настолько остра, что на нее обращено серьезное внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Не будет ни революций, ни контрреволюций». В нем констатируется, что в деле борьбы с преступностью и защиты граждан правоохранительные структуры еще не дорабатывают, и поэтому ставится задача совершенствования их работы, в том числе — и Прокуратуры.25

Из вышеизложенного видно, что ведомственный контроль, как и прокурорский надзор, участвует в уголовном преследовании, неся ответственность за законность его ведения.

Несмотря на эти важные ведомственные указания, то, что многие уголовно-процессуальные нарушения вскрываются самими прокурорами, нарушения в деятельности органов дознания и следствия не стали редкостью.23 Одна из причин того, — по словам Генерального прокурора РФ В. В.

Устинова, — некоторые прокуроры «перестали вникать в расследование и даже изучать дела перед направлением их в суд».24Таким образом, в механизме уголовного преследования прокурор выполняет двоякую роль: как непосредственного субъекта уголовного преследования, так и субъекта обеспечения законности уголовного преследования в присущих этим его функциям процессуальных формах. То, что начальники следственных подразделений осуществляют контроль за расследованием преступлений, принимают меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, и для этого они наделены широкими процессуальными полномочиями, прямо указано в УПК РБ (ст. 35), РК (ст. 63), РУ (ст. 37).

Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела: назначение и соотношение *

Развернутая система процессуального контроля и надзора, призванная обеспечить законность и обоснованность действий и решений следователя и дознавателя, прежде всего на стадии возбуждения уголовного дела, является характерной его неотъемлемой частью.

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • соблюдение законных требований о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Key words: judicial control, procurator’s control, initiation of criminal case.The article deals with problems of improving of effectiveness of law-enforcement activity during the stage of initiation of criminal proceeding. Maintenance of legitimacy and justification of decisions should follow the developed system of procedural control and inspection. См.: Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М.: Экзамен, 2003.

С. 284 — 285; Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 20.
Баранов А. М. Система средств обеспечения законности в досудебном производстве по уголовным делам // Совершенствование норм и институтов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. Омск: Омская академия МВД России, 2006.

С. 110.
См.: Там же. С. 113.

Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

Осмотр производит: дознаватель, следователь или иное должностное лицо, ведущее расследование, в присутствии понятых, за исключением случаев, предусмотренных ст. 170 УПК РФ. Осмотр местности или помещений в некоторых случаях производит также суд (ст. 287 УПК РФ). В этом случае участие понятых не требуется. Допрос свидетелей и потерпевших (понятие, основания, процессуаль­ный порядок; процессуальное оформление, приложения к протоколу допро­са; фиксация отказа свидетелей от дачи показаний; оценка показаний свиде­телей и потерпевших).Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.

получение из учреждений, организаций, предприятий информации о преступных проявлениях за определенный период и сопоставление ее с учетной документацией органов внутренних дел.

отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки;Выделение данных этапов полезно не только в теоретическом, но и в практическом плане, дабы из внимания прокурора, проводящего проверку в порядке надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлении, предметом которой охватываются все перечисленные этапы, не «выпадали» отдельные из них и проверка не была односторонней. Практика прокурорского надзора выработала и сформулировала ряд задач, стоящих перед прокурорами при осуществлении ими надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, решение которых способствует достижению положительных результатов в борьбе с преступностью. К ним относятся.

Ведомственный контроль и прокурорский надзор за возбуждением уголовных дел

В случае неосновательности отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет состоявшееся об этом постановление следователя или органа дознания, возбуждает дело и направляет его для производства предварительного следствия или дознания.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

На определение суда или постановление судьи о возбуждении уголовного дела прокурор может принести частный протест в кассационном порядке, а после вступления его в законную силу — в порядке надзора (ст. ст. 331, 371 УПК РСФСР). Постановление прокурора, вынесенное в связи с пересмотром решения органа дознания или следователя о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль за законностью отказа в возбуждении уголовного дела

Поэтому обеспечить законность решений милиции по сообщениям о преступлениях в сложившихся реалиях может лишь исключение самих возможностей укрытия преступлений, своевременное выявление и ликвидация новых лазеек. Именно создание системы надзора, которая в состоянии удовлетворить таким требованиям, представляется единственным средством исполнения Приказа от 16 мая 2005 г. № 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела».

Кроме того, на выявление незарегистрированных преступлений ориентированы и те прокурорские работники, в обязанности которых не входит надзор за рассмотрением сообщений о преступлениях. Они выявляют преступления в сфере трудовых отношений и занятости населения, предпринимательской деятельности и миграции, посягательства на личную и половую неприкосновенность несовершеннолетних и здоровье населения и др.

Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. д.

Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам. Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий. Однако некоторые признаки свидетельствуют о том, что инерция мышления, работа по старинке, хотя и сдерживаются жесткими мерами надзора, по-прежнему нацелены на укрытие преступлений. Несомненно, сохранятся провоцирующие факторы, в том числе основной – значительное увеличение нагрузки на следственные и оперативные подразделения.

Несмотря на эти важные ведомственные указания, то, что многие уголовно-процессуальные нарушения вскрываются самими прокурорами, нарушения в деятельности органов дознания и следствия не стали редкостью.23 Одна из причин того, — по словам Генерального прокурора РФ В. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за предварительным следствием? В. Устинова, — некоторые прокуроры «перестали вникать в расследование и даже изучать дела перед направлением их в суд».24

Таков образ должного, действенного надзора прокурора на названном участке уголовного судопроизводства. Фактическое же состояние этого надзора еще далеко от идеального.

К такому выводу приводят распространенность нарушений в деятельности органов предварительного расследования, многочисленные факты сокрытия преступлений от учета, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения дел о преступлениях по надуманным мотивам, необоснованных задержаний, арестов, обысков и т. д.22

Данная проблема настолько остра, что на нее обращено серьезное внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Не будет ни революций, ни контрреволюций». В нем констатируется, что в деле борьбы с преступностью и защиты граждан правоохранительные структуры еще не дорабатывают, и поэтому ставится задача совершенствования их работы, в том числе — и Прокуратуры.25Если учесть все эти положения, то можно сделать вывод о том, что данный правовой институт служит гарантией точного и неуклонного исполнения каждым следователем уголовно-процессуальных норм в деятельности по расследованию преступлений, даже в той мере, что «руководящее воздействие начальника следственного отдела в ряде случаев позволяет исключить необходимость вмешательства прокурора».27На нем лежат также обязанности по организации принятия необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, по утверждению многих постановлений дознавателя (например, о возбуждении или отказе в возбуждении дела, о производстве обыска и т. д.).

Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности. При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст. 331 УПК, а после истечения кассационного срока, в порядке надзора в соответствии с правилами ст.

373 УПК.


Читайте другие статьи на сайте:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.