Квалифицирующие и особо признаки злоупотребления должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления. Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий. Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). Квалифицирующие и особо признаки злоупотребления должностными полномочиями? В муниципальных образованиях «законодательную» власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления. Квалификацией по ч. 3 ст.

286 УК РФ охватываются причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных чч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и чч.

3, 4 ст. 111 или 105 УК РФ. В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что судебная практика не отличается единообразием в вопросе определения «тяжких последствий», что может привести к неверной квалификации содеянного. Относительно злоупотребления полномочиями в коммерческих и иных организациях, совершенное по предварительному сговору, можно было бы предположить совместное участие в совершении преступления или совершение преступлений с разделением ролей. — перерыв в работе учреждений и организаций или установить факт прекращения их работыПо своей конструкции состав является материальным, обязательный признак последствия.

Последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Поэтому он считается выполненным, а преступление оконченным с момента существенного нарушения охраняемых данной нормой прав и законных интересов либо гражданина, либо организации, либо общества, либо государства. — функциональный — исполнение определенных функций. В связи с этим разделяют государственных должностных лиц и служащих. При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений.

Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждениях и т. д., но выполняющих иные, технические функции [76, 154].

Содержание

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления закон указывает корыстную или иную личную заинтересованность. Именно данным признаком злоупотребление должностными полномочиями отличается от иных схожих составов. Например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности наказуемо вне зависимости от мотива Лопашенко Н. Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности // Законность. 1998. № 5. С. 14..

Воронин В. Конкурения уголовно-правовых норм в делах о взяточничестве и должностных преступлениях // Рос. юстиция. — 2003. — № 11. — С. 31-35.

Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Х. Д.

Аликперова, Э. Ф. Побегайло. — М. : Норма-ИНФРА-М, 2001. — 860 с. В свою очередь, эти должности подразделяются на пять групп в различных соотношениях: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.40. Уголовное право.

Особенная часть : учеб. / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М. : ИНФРА М-Норма, 1997. — 756 с.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки служебных преступлений, посягающих на интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статья)

Нормы об ответственности за служебные преступления, объединенные в главе 30 УК РФ 1996 г. под названием «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», содержат как квалифицирующие, так и особо квалифицирующие признаки.

Содержание последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека, являющегося квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 293 УК РФ 1996 г., и причинения смерти двум или более лицам, представляющего собой особо квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 3 этой статьи, с необходимой полнотой раскрыто в юридической литературе применительно к соответствующим видам составов преступлений против личности.

К тяжким последствиям в виде морального вреда необходимо, по нашему мнению, относить последствия, состоящие в нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина, то есть прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Все квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки возможно разделить на относящиеся к: 1) предмету преступления, 2) объективной стороне состава преступления, 3) субъекту преступления и 4) соучастию в преступлении, причем признаки, относящиеся к объективной стороне — еще и на характеризующие: а) деяние (действие или бездействие) и б) последствия, определяемые, в частности, указанием на неосторожную форму вины, являющуюся признаком субъективной стороны. Квалифицирующими признаками, относящимися к субъекту преступления, являются признаки, предусмотренные чч. 2-ми ст. 285 и 286 УК РФ 1996 г., а особо квалифицирующими — ч. 3 ст. 290 этого УК, характеризующие более высокий статус должностного лица. Это — лица, занимающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главы органа местного самоуправления.

Признаки, присущие данным субъектам, охарактеризованы в предыдущем изложении.

Вопрос №2

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Примечание 2 к ст.285 УК РФ).

С субъективной стороны данное преступление характеризуется умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив, определенный в законе как корыстная или личная заинтересованность.

При злоупотреблении должностными полномочиями лицо действует в формальных пределах своей компетенции, но вопреки интересам службы, а при превышении имеет место формальный выход за пределы этой компетенции; Субъект преступления – специальный, должностное лицо (ч.1 ст.285 УК РФ), лица, занимающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.285 УК РФ).3.

Причинная связь между деянием должностного лица и наступившими вредными последствиями.

Квалифицирующие и особо признаки злоупотребления должностными полномочиями

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5 Постановления ВС РФ от 16.10.2009 №19).

Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы.

Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это угроза совершения вышеназванных действий. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники полиции и т. д.). Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями главы 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате зло­употребления должностными полномочиями следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и обществен­ной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества)5.

Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется как преступление, со­вершаемое с прямым или косвенным умыслом. Так, А. В. Квалифицирующие и особо признаки получения и дачи взятки? Галахова отмечает, что виновное лицо сознает общественную опасность деяния, сознает, что совершает его благодаря ис­пользованию своего служебного положения и вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого могут наступить указанные вредные последствия, и желает их наступления либо относится к ним безразлично или сознательно их допускает6.

Авдеев СВ. Злоупотребление должностными полномочиями: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Автореф. дисс… к. ю. н. – М., 2006. – С. 5. Деяние, предусмотренное ст.

285 УК РФ должно быть совершено вопреки интересам службы, что означает, прежде всего, его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах должностных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функциониро­вания, порядку принятия решения. Другой законодательной особенностью ст. 285 УК РФ является указание в наименовании статьи на «должностные полномочия», а непосредственно в диспозиции ст. 285 УК РФ – на «служебные полномочия». Законодатель в диспозиции ч.1 ст.

285 УК РФ конкретизирует, что служебные полномочия принадлежат должностному лицу, определяя тем самым специфику последних.

Превышение должностных полномочий – основной и квалифицированный составы

Особо квалифицированный вид рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 286) представляет совершение деяния, которое сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

В законе дан исчерпывающий перечень уголовно наказуемых способов доведения до самоубийства: 1) угрозы; 2) жестокое обращение; 3) систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего. Иные способы (например, постоянное надоедливое следование как тень за возлюбленной, систематические задержки с выдачей зарплаты), даже если они привели к самоубийству потерпевшего, не могут влечь ответственности по ст. 110. Объединяет упомянутые в законе способы то, что все они носят противоправный характер.

Под применением насилия при превышении должностных полномочий следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего, которое состоит в ограничении свободы или выражается в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью). Иные противоправные деяния потерпевшего могут выражаться в вымогательстве, клевете, обмане или злоупотреблении доверием, несправедливых притеснениях по службе, упорном уклонении от возврата крупного долга и т. п. Исходить такие действия (бездействие) должны именно от потерпевшего, а не от третьих лиц (в том числе от близких родственников потерпевшего) и могут, очевидно, проявиться по отношению как к виновному, так и — в некоторых случаях — к близким ему людям. Общественная опасность этого преступления определяется тем, что должностное лицо совершает такие действия, которые вполне очевидно выходят за пределы его служебной компетенции, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо общества или государства.

Квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

Приговором суда Сергеев Е. И. в совершении преступного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ, признан виновным.

К специальным средствам относят: наручники, резиновые (пластиковые) палки, электрошоковые устройства, служебных животных, средства ограничения подвижности и другие, которые состоят на вооружение у органов внутренних дел, а также внутренних войск РФ.

В соответствии с частью 3 примечания статьи 285 УК РФ, указаны должностные лица, которые находятся на занимаемой должности в органах субъекта Российской Федерации. Отличие присвоения и растраты от злоупотребления должностными полномочиями? Таким образом, это лица, которые занимают должности, что устанавливает Конституция РФ, а также уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Приговором суда в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

286 УК РФ Арутенян И. Я. признан виновным, назначено наказание в виде лишения свободы. В ч. 2 примечания к статье 285 УК РФ дано толкование лиц, которые занимают государственные должности Российской Федерации. Указывается следующие: занимающие должности, что являются установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, признаются лицами, которые занимают государственные должности.

Злоупотребление должностными полномочиями

Корыстный мотив предполагает стремление получить незаконную материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст.

285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.

Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Понятие «существенное нарушение» является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата.

К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

Часть 2 ст.

285 УК содержит квалифицирующий признак преступления, относящийся к личности субъекта, — совершение деяния, предусмотренного основным составом, лицом, занимающим государственную должность России или государственную должность субъекта Федерации, или главой органа местного самоуправления. Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями. Ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 285 УК РФ. Закон определяет его как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Ко второй категории следует относить лиц, должности которых установлены конституциями и уставами субъектов РФ (главы администраций, мэры и пр.).
За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.).

Она может заключаться только в действиях, так как превысить должностные полномочия путем пассивного поведения (бездействия) по сути и характеру данного деяния невозможно. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явным, т. е. очевидно выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (законом, уставом, положением, инструкцией, приказом и т. д.).

При этом следует выяснять, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены, с приведением их в приговоре и со ссылкой на конкретные нормы (п. 22 Постановления от 16 октября 2009 г. N 19). Под применением насилия при превышении должностных полномочий следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего, которое состоит в ограничении свободы или выражается в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью).

Злоупотребления должностными полномочиями

Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК, являются несовершеннолетние дети и усыновленные, а также нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов

Уклонение родителей от уплаты по решению суда средств (алиментов) на содержание детей может выражаться как в прямом отказе от выполнения решения суда, так и в фактической неуплате в связи с изменением места жительства, места работы, сокрытием действительных доходов от коммерческой или интеллектуальной деятельности. Уклонение от уплаты алиментов заключается в невыполнении вступившего в законную силу решения суда об уплате средств на содержание детей.

Невыполнение определения суда о временном взыскании средств на содержание детей в соответствии со ст. 108 Семейного кодекса РФ состава данного преступления не образует. Ч.1 Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо законных интересов общества или государства


Другие материалы по теме:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.