Понятие должностного лица как субъекта преступлений против интересов службы

Понятие должностного лица как субъекта преступлений против интересов службы

Содержание

Понятие должностного лица как субъекта преступлений против интересов службы

дача взятки или получении таковой за выполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.

совершаются вопреки интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
К видам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относятся: Родовой объект преступных деяний — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти.незаконное участие в предпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торгового предприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурсной основы ;

32 Должностное лицо и служащий, не являющийся должностным лицом как субъекты преступлений против интересов службы

представители общественности, т. е. лица, не находящи­еся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с право­нарушениями, по отправлению правосудия. К указанной катего­рии представителей общественности относятся: заседатели судов, члены добровольных народных дружин и т. п.

Перечень таких должностных лиц устанавливается ч. 5 ст. 4 и является исчерпывающим.
К таким должностным лицам от­носятся:

Лицо, временно исполняющее обязанности по определен­ной должности или осуществляющее специальные полномочия, если указанные обязанности или специальные полномочия были возложены на данное лицо в установленном законом порядке, также может быть признано должностным. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверен­ных ценностей само по себе не является основанием для при­знания этого работника должностным лицом. Необходимо, что­бы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально-ответственное лицо выполняло еще и функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т. п.). К представителям власти относятся также с учетом ука­занных признаков прокуроры, судьи, следователи, работники Комитета гос. контроля и его органов, сотрудни­ки таможенных органов, органов Гос. налогового комитета, Гос. комитета финансовых расследова­ний и т. д.;

Понятие преступлений против интересов службы

представители власти, то есть депутаты ПП Нац. собрания РБ, члены Совета Республики НС РБ, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители.3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;Преступления против интересов службы представляют собой общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти или должностными лицами вопреки интересам службы и причиняют вред нормальной деятельности органов государственной власти или ставят их в опасность причинения вреда.

Преступление является оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или интересам общества и государства. В соответствии с п. 5 Примечания к ст. 285 в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, субъектами должностных преступлений могут быть признаны иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации.

Понятие должностного лица как субъекта преступления

руководители государственных органов, непосредственно под­чиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;

Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т. п.).

Крупный размер образует взятка на сумму в 250 и более превышающий размер базовой величины.

Повторность имеет место при получении взятки лицом, ранее совершившим данное преступление. Вымогательство взятки — это требование ее должностным лицом под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, поставление последнего в такие условия с целью предотвращения вредных последствий.

Субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях новых российских реалий и изменений законодательства Текст научной статьи по специальности — Государство и право

The article considers the problems of understanding the signs of an official of a subject of the offences against the state power, interests of civil service and service in bodies of local selfgovernment, the ambiguity of their legal and doctrinal interpretation, formal certainty and constancy on the background of the General trend of modernization of the criminal legislation.

б) любое лицо, осуществляющее функции любого такого публичного должностного лица или служащего.

Данную тенденцию не считаем рациональной, так как использование отличной от советской уголовно-правовой доктрины терминологии не влечет, как видим, за собой изменение содержания функций должностного лица. В правоприменительной практике проблемы квалификации преступлений, предусмотренных гл.

30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», касающиеся объективной стороны преступления возникают не столь часто в сравнении с теми, что связаны с субъектом данных преступлений — должностными лицами, а именно с признанием таковыми лиц, получивших взятку, внесших ложные сведения в официальные документы или использовавшими свои служебные полномочия вопреки интересам службы.3. Постановление по делу Логинова: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, п. 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 8; Постановление по делу Шиян: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, п. 4 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 8.

Понятие должностного лица как субъекта служебного преступления (статья)

Субъект любого служебного преступления — специальный. По сравнению с общим субъектом преступления, являющимся физическим вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, установленного уголовным законом, он, обладая этими признаками, характеризуется еще и дополнительным признаком, обусловленным тем или иным статусом лица, занимающего то или иное служебное положение.

По своей сути организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции представляют собой управленческие функции, осуществляемые должностными лицами внутри органа, учреждения и т. д., указанных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г., и распространяемые только на лиц, подчиненных им по службе.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.». В примечании к ст.

170 УК РСФСР 1960 г. указывалось, что «под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».Третьим признаком, свойственным должностному лицу, является выполнение лицом охарактеризованных функций только, разумеется, альтернативно, в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ.

Должностное лицо как субъект преступления

К проблеме определения субъектов преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях на страницах «Российской юстиции обращались многие авторитетные авторы. Однако считать ее разрешенной преждевременно.

Факт, что значительное число практических работников подвергают критике современное законодательное определение должностного лица и предлагают вернуться к тому, чтобы к должностным относить и лиц, занимающих определенные должности на государственных и муниципальных предприятиях. Данное предложение представляется неприемлемям в связи с тем, что положения УК РФ напрямую коррелируют с нормами Гражданского кодекса и, в частности, со ст.

50.

Кроме того, необходимо отметить, что п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе расширяется перечень лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях за счет отнесения к ним также поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности. В российской следственной и судебной практике возникает еще немало трудностей при решении вопросов о признании отдельных категорий работников должностными лицами и имеются тенденции как к расширению, так и к сужению круга лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений. Законопроект, учитывая требования ст. ст. 6 и 7 Конвенции, по иному, чем в действующем российском законодательстве, формулирует и понятие «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях», поскольку признает в качестве таковых служащих организации.

Повышенная ответственность предусматривается при этом для руководителей организации, ее филиала, представительства или другого обособленного подразделения.

К вопросу о разграничении понятий должностного лица и лица, исполняющего управленческие функции, как субъектов преступлений против интересов государственной и муниципальной службы либо службы в коммерческих и иных организациях

• в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Административно-хозяйственные функции представляют собой публично-правовые полномочия на управление или распоряжение государственным органом, органом местного самоуправления и иными образованиями, названными в пункте 1 примечания к статье 285 УК РФ, имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля над этими операциями, организации бытового обслуживания населения и т. п., которыми обладают начальники снабженческих, финансовых отделов и служб.

Вторая группа признаков, характеризующих лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, — это основание их выполнения. Выполнение управленческих функций временно или по специальному полномочию определяется законом, основанным на нем уставом (положением) организации, договором, заключенным с данным лицом, либо приказом (распоряжением). Субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, обладающие определенными полномочиями — организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными.

Важно, чтобы управленческие действия работников имели юридическое значение, т. е. чтобы от него зависело возникновение (изменение, прекращение) прав или обязанностей у организаций либо граждан[7].[6] Динека В. Понятие и признаки должностного лица как специального субъекта преступлений? И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. — М., 2000. — С. 92.

Юридические статьи

Субъектом должностного преступления, согласно примечанию 1 к ст. 285 УК признается лицо, осуществляющее свои функции только в государственных и муниципальных органах, а также в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их. [2]

Совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288);Должностное преступление — признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан.[2] Динека В.

Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица


И. Должностные и служебные преступления: субъект, полномочия, ответственность // Криминологический журнал.

2002. № 2. Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций. По законодательной конструкции составы преступления, включенные в главу 30 УК РФ, сформулированы как по типу материальных (ст. 285, 286, п. «в ч. 3 ст.287, ст. 288, 293 УК РФ), так и формальных (ст. 285¹, 285², 287, 289-292 УК РФ) составов. Понятие должностного лица как субъекта преступлений против интересов службы? Характерным последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в квалифицированных составах – тяжкие последствия.

определить наиболее рациональные формы защиты граждан от должностных преступлений;

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 11марта 1999 г. жалобы оставила без удовлетворения, а приговор частично изменила, указав, что М., работая доцентом кафедры, как преподаватель был наделен правом принятия студенческих экзаменов. Несдача студентом экзамена, т. е. получение неудовлетворительной оценки, влекла определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс, не получал официального вызова на сессию и мог быть отчислен из вуза.

по полу: непосредственным исполнителем изнасилования (ст. 131 УК РФ) может быть только мужчина;Предметом исследования является специальный субъект преступления как должностное лицо.

Так как в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы преступные проявления органов власти и управления. по другим основаниям (например, свидетели, эксперты и переводчики – ст. 307 УК РФ) В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Понятие должностного лица как субъекта совершения преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»».

69. Понятие и виды преступлений против военной службы. Ответственность за дезертирство.1) Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономич. дея-ти.

А) нарушение предпринимательской и иной экономич.

Государственная служба (административное право лекция)


дея-ти извне, т. е. лицами, не занимающимися этой дея-тью, а призванные контролировать ее и т. п (ст. 169 и 170). Б) нарушение самими участниками дея-ти, т. е. изнутри (171, 172, 175 …)

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта. Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ. Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции. Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.


Другие материалы по теме:

  • Решение по уголовному делу срок давности по которому истек
  • Европейский суд по правам человека неоказание медицинской помощи
  • Страхование товара в магазине от кражи и пожара
  • Кто несет ответственность за кражу из ящика в супермаркетах
  • Написать заявление в прокуратуру Краснодарского края через интернет

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.