Если должностное лицо получает взятку то оно совершает преступление

Она характеризуется наличием вины и прямого умысла. Взяткополучатели осознают, что принимают незаконную выгоду за осуществление действий или не совершение их, покровительство/попустительство, пособничество. В случае если должностное лицо отказалось принять взятку то? Умысел виновного предполагает также осознание того, что предоставляющий ценности или услуги субъект знает, что вознаграждение незаконно.

Он понимает, что выгоды предлагаются за совершение деяний с использованием его служебного положения. б) с вымогательством взятки — требование должностного лица дать взятку либо передать ему незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий для его правоохраняемых интересов если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). Объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

Получение взятки

Кстати в отличие от Казахстанского в российском УК предусмотрен еще один квалифицирующий признак, неоднократность, непонятно почему наш законодатель опустил этот пункт.

Если должностное лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь это сделать, присваивает их, содеянное образует мошенничество.
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Работники, временно исполняющие обязанности должностного лица хотя бы и по устному распоряжению руководителя, обладающего соответствующими полномочиями, если они получили взятки в связи с выполнением этих временных обязанностей, также подлежат ответственности за получение взятки. С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом.

Лицо осознает, что вручает должностному лицу взятку за выполнение или невыполнение им в интересах дающего или представляемых им лиц какого либо действия, связанного с использованием должностным лицом должностных полномочий, и желает этого. Обязательным является осознание незаконности вручения вознаграждения. Отсутствие такового исключает ответственность за дачу взятки. Условия получения имущественных выгод могут специально не оговариваться, однако участники преступления должны сознавать, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц.

Получение взятки в России: социальная смазка или серьезное преступление

  1. Должностное лицо получает взятку лично.
  2. Должностное лицо получает взятку через посредника.
  3. Взятка получена за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
  4. Способствование должностного лица получению взятки, другим лицом.
  5. За покровительство или попустительство по службе.

За получение взятки вменяется уголовная ответственность и наказание, предусмотренное статьей 290 УК РФ .

Работа антикоррупционного комитета на сегодняшний день достаточно эффективна, о чем говорят раскрытые громкие дела и предъявленные обвинения, крупным чиновникам. Это вмешательство в деятельность структурных предприятий и организаций, процессы управления собственностью и экономическим ресурсом государства .

  1. Простое получение взятки, подарков, услуг за мелкие уступки и преимущества.
  2. Получение взятки в значительном размере, превышающем 25 000 рублей.
  3. Получение взятки в крупном размере, превышающем 150 000 рублей.
  4. Получение взятки в особо крупном размере – свыше 1 000 000 рублей.
  5. Должностным лицом: государственным служащим, сотрудником полиции и прочими уполномоченными лицами.
  6. Группой лиц по сговору, при организации преступной деятельности.

Получение взятки (ст

Получение взятки УК РФ относит к преступлениям против интересов госслужбы, государственной власти. Это деяние является посягательством на нормальное функционирование аппарата госуправления. В качестве одного из ключевых принципов его работы выступает публично-правовой, законный порядок оплаты труда его сотрудников. Они не имеют права принимать от организаций и граждан никакие вознаграждения (деньги, подарки, ссуды, оплату отдыха или развлечений, компенсацию транспортных расходов и так далее), связанные с исполнением ими своих обязанностей.

В первом случае получение взятки осуществляется за правомерные последующие поведенческие акты виновного.

Такими бездействиями/действиями не нарушаются его служебные обязанности. Они не выходят за пределы его полномочий. Другими словами, данные поведенческие акты виновный имел право или был обязан совершить.

О них говорится в части второй ст. 290.

Незаконными считаются бездействия/действия, которые выходят за пределы служебных полномочий сотрудника. К ним также относят поведенческие акты, которые включены в компетенцию должностного лица, однако при данных обстоятельствах для их совершения не было оснований. Другими словами, незаконные действия/бездействия представляют собой поведение, связанное с нарушением служебных обязанностей. Получение взятки является умышленным преступлением. Оно совершается по корыстным мотивам. Должностное лицо, получающее взятку, понимает, что выгоды и ценности передаются и предоставляются ему незаконно за совершение им впоследствии бездействий/действий, относящихся к его обязанностям или за способствование к их осуществлению другими сотрудниками. В Постановлении Пленума ВС оно определяется как требование служащим вознаграждения под угрозой совершения действий, способных причинить вред интересам дающего взятку.

Вымогательство может выражаться также в умышленном создании таких условий, при которых гражданин вынужден предоставить материальные ценности виновному во избежание негативных последствий для себя. Получение взятки является умышленным преступлением. Оно совершается по корыстным мотивам. Должностное лицо, получающее взятку, понимает, что выгоды и ценности передаются и предоставляются ему незаконно за совершение им впоследствии бездействий/действий, относящихся к его обязанностям или за способствование к их осуществлению другими сотрудниками. Ужесточение наказания предусматривается за получение взятки должностным субъектом за осуществление незаконных действий/бездействий.

Часть третья устанавливает санкции за преступление, совершенное сотрудником государственного федерального или регионального органа власти, а также главой местной структуры самоуправления. К особо квалифицированным видам получения незаконного вознаграждения относят совершение деяния.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями (в сфере экономики, должностными, экологическими, против правосудия и т. д.) и является одной из распространенных форм коррупции.

Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такового налицо покушение на получение взятки.

Взятка может быть получена как до совершения (воздержания) в интересах дающего того или иного действия (взятка — подкуп), так и после того, как это действие совершено (взятка — вознаграждение). Комментарий к Уголовному кодексу РК. Алматы. Изд. «Жeтi Жaр?ы». 1999. С.

258.

Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Все взяточники в таком случае являются соисполнителями. Каждый несет ответственность, исходя из денежной суммы полученных взяток, независимо от того, как деньги были поделены. Однако при этом следует учитывать содержание умысла, т. е. было ли желание получить взятку, например, в крупном размере или нет. Особо квалифицированный вид получения взятки предусмотрен в ч. 4 ст.

311 УК РК. Эти деяния, предусмотренные ч.1,2,3 статьи, если они совершены: Вымогательство взятки возможно в двух формах. Чаще всего должностное лицо прямо требует взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (совершить незаконные действия или воздержаться от законных).

Нередки случаи, когда лицо, действуя завуалировано, умышленно ставит взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его право охраняемым интересам.

Получение взятки: должностное преступление, поборы или подкуп

И сколько раз уже приходилось слышать, что вот, с поличным поймали берущего взятку, а когда дошло дело до расследования и суда, то все обвинения развалились, факт взятки «доказать не удалось», и вообще никакого преступления не было, так что и судить такого госслужащего не за что. Вместо наказания пожурят его и. простят: сиди, мол, и дальше в своем кресле, только похитрее на следующий раз действуй, чтобы не схватили за руку.

Посягательства, являющиеся смежными по отношению к получению взятки, условно можно разделить на три группы:

Получение взятки как должностное преступление (ст. 290 УК РФ) отличается от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) по объекту и субъекту преступления.

Коммерческий подкуп законодатель отнес к преступлениям в сфере экономики, а получение взятки — к преступлениям против государственной власти. Однако объективные и субъективные признаки этих преступлений существенно различаются. В практике вопрос о разграничении этих посягательств встает чаще всего в связи с поборами должностных лиц, которые не воспринимаются сторонами в качестве взятки, когда должностное лицо завладевает деньгами, например, под видом штрафа.

Российским чиновникам могут простить взятки, если должностное преступление совершено при форс мажоре


При этом следует учитывать, что работники коммерческих и иных организаций могут быть должностными лицами, если являются представителями власти по специальному полномочию (например, инспекторы труда профсоюзов).

Получение взятки должностным лицом: специфика преступления и меры ответственности

Для вменения взяточничества достаточно будет доказать, что человек получил услугу по слишком заниженной цене, в отличие от других покупателей, либо вообще не оплатил ее. В данном случае рассматриваются дорогостоящие сервисы, такие как отдых за границей, постройка, ремонт нового дома и другие. Также можно установить, что денежные средства были приняты чиновником якобы в долг.

Взятка в особо крупном размере предусматривается шестой частью статьи 290 УК РФ. Особо крупной считается сумма, равная более одного миллиона руб.
Ответственность наступает такая:

Штрафные санкции прописываются также не в четко определенной сумме, это может быть сумма дохода преступника от одного года до двух окладов, кроме того, судья имеет право увеличить размер взятки в 10 или 15 раз и штрафовать в такой сумме виновного. В этом случае размер взятки может быть увеличен в 40-70 раз. Совместно с последним видом наказания может быть применен и другой, который указан в санкции. Если должностное лицо сообщит о предложении принять взятку? Однако правом выбора обладает судья.

Субъектом выступает должностное лицо, которое является иностранным, либо чиновник из публичной организации международного масштаба.

  • штрафуется, при этом максимальной суммой выступает полтора миллиона (законодатель устанавливает и минимум – 200 тысяч руб.);
  • чиновник не сможет на протяжении шести лет принимать участие в определенного рода деятельности или быть должностным лицом;
  • лишается пребывания на свободе на шестилетний период.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. Объективная сторона ч. 1 ст.

204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера. Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческой или иной организации, имеющей статус юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке в РФ согласно действующему гражданскому законодательству (гл. 4 ГК РФ). Дополнительным объектом данного преступления являются законные интересы, права граждан, предприятия, охраняемые уголовным законом.

Как доказать факт получения взятки должностным лицом и привлечь к ответственности

С другой стороны, преподаватель все же наделен некими властными полномочиями по отношению к обучающимся (от его оценки зависит дальнейшая учебная карьера последних), поэтому подобные ситуации в некоторых случаях рассматриваются судом как взяточничество.

Следует знать, что законодатель относит к подобного рода «вознаграждениям не только денежные средства. Взятка – это обеспечение должностного лица какими-либо материальными ценностями за исполнение или неисполнение им функций в пользу того, кто средства предоставляет, которые лицо в силах исполнять или не исполнять, благодаря занимаемому им положению.

В любом случае их действия будут законными. Кроме того, судьей показания сотрудника полиции, ставшего свидетелем взятки, признаются единственно достоверными и принимаются в качестве неоспоримого доказательства.

  • значительный размер – свыше 25 тыс. руб.;
  • крупный размер – свыше 150 тыс. рублей;
  • особо крупный размер – свыше одного миллиона рублей.

Понятие и признаки получения взятки

принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и Республики Казахстан;

если вознаграждение имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;

Взяточничество — самое опасное коррупционное, должностное преступление. Оно подрывает авторитет государственного аппарата, порождает представление о возможности достижения желаемого путем подкупа должностных лиц. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативного явления значительно возрастает.

Взяточничество, посягая на деятельность государственных учреждений и общественных организаций, подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости. б) они могут не входить в служебные полномочия такого лица, но в силу должностного положения лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий (или их не совершению) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Так, по итальянскому УК выделено три состава взятки в отдельных статьях.

Должностное положение лица

** В связи с этим нельзя согласиться с мнением Б. В. Здравомыслова, что, если должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компетенции, которые не были обусловлены вознаграждением, а затем такое вознаграждение получило, его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка (см,: . Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов / Отв. ред.

Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 418).

Так, не будет вымогательства, если налоговый инспектор, уличив кого-либо в уклонении от уплаты налога, требует дать ему взятку, угрожая в противном случае передать материал в следственные органы для привлечения виновного к ответственности.

Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

Дача взятки должностному лицу: каковы последствия?


Действия частного лица, а также служащего, не являющегося должностным лицом, который по предварительному сговору с должностным лицом непосредственно участвовал в получении взятки, рассматриваются как соучастие в получении взятки. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось выполнять это действие или нет.

Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых последним лиц. Если должностное лицо привлекается к ответственности по двум и более самостоятельным эпизодам получения взятки, подпадающим под признаки разных частей ст. 290 УК, каждый из этих эпизодов должен получить самостоятельную правовую оценку (квалификацию), но, начиная со второго эпизода, необходимо вменять признак неоднократности. Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу). Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку. Ответственность за получение взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Взятка за способствование совершению действий другим должностным лицом

См.: Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2010 N 4-О09-153: П., глава органа местного самоуправления — сельского поселения осужден за способствование совершению действий другими должностным лицом, не находящимся у него в подчинении.

Яни П. С., профессор юридического факультета МГУ им. М. В.
Ломоносова, доктор юридических наук, профессор.

The article deals with the qualifications of the official receipt of a bribe, when this official position may facilitate the perpetration of acts (inaction) of another official. Если должностное лицо получает взятку то оно совершает преступление? Способствует ли взяткополучателю второе лицо, совершая законные действия в пользу лица, заведомо для него являющегося взяткодателем? В общем смысле этого слова — да, способствует. Возможна ли квалификация действий второго лица по ч. 5 ст.

33 и ч. 1 ст. 290 УК? Ответ на этот вопрос довольно сложен. Во всяком случае, строгое толкование видов пособничества, перечисленных в ч. 5 ст. 33 УК, не дает, на наш взгляд, возможности признать второе лицо пособником взяткополучателя. Вариант 1. Второе должностное лицо не осведомлено о получении взятки первым лицом и совершает по его требованию законные действия (бездействие) в пользу передавшего взятку лица.

В этом случае первое должностное лицо отвечает за получение взятки единолично, групповое же преступление, естественно, не совершается.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.