Организация работы по надзору на стадии предварительного расследования

Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия отличаются от полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания. По отношению к органам предварительного следствия полномочия прокурора установлены законодателем с учетом необходимости соблюдения процессуальной самостоятельности следователя и расширения полномочий руководителя следственного органа по руководству следствием /38/.

Постановления дознавателя, не соответствующие закону, не могут оставаться в силе, и прокурор обязан отменить их своим мотивированным постановлением. В постановлении прокурора указываются причины отмены постановления дознавателя, а также что, как и в какой срок необходимо выполнить для устранения допущенных ошибок и нарушений закона;
В ряде субъектов Федерации, как это ни парадоксально, по общенадзорным материалам прокуроров возбуждено больше дел, чем в результате реализации оперативных мероприятий(Республика Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ивановская и Ленинградская области). Однако роль прокурора является значительной, так в 2011-2012 годах прокурорами было выявлено значительное число нарушений законодательства органами, осуществляющими предварительное следствие (Приложение А). Полномочия прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность можно разделить на следующие группы.

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности. Согласно ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение
    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Глава 8

В ходе расследования должны строго соблюдаться права и законные интересы личности, интересы общества и государства. Эти вопросы нашли закрепление в Конституции РФ, Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ.

См. также: Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю. Е.
Винокурова. 6-е изд. М.: Экзамен, 2004. Следователь и его полномочия на стадии предварительного расследования? С. 221 — 255.

К нормативным актам, регулирующим организацию и осуществление прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного расследования, относятся приказы и указания Генерального прокурора РФ, которыми руководствуются все нижестоящие прокуроры.

Осуществляя надзор за законностью, прокурор руководствуется названными законодательными актами. См. подр.: Химичева Г. П., Мичурина О. В., Химичева О. В., Мичурин В. С. Проблемы нарушений уголовно-процессуальных норм при возбуждении и прекращении уголовных дел, способы их устранения. М., 2004; Ломидзе А. Б.

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений: Метод. пособие. М.: Юрлитинформ, 2000.

Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

Таким образом, наряду с этим данные об отмене прокурором незаконных процессуальных решений органов дознания и следователей позволяют наглядно убедиться в том, какой существенный вклад в выявление и устранение нарушений закона в досудебных стадиях уголовного процесса вносит прокурорский надзор.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ. Их предписания действуют в нашем уголовном процессе, как правило, опосредовано, будучи отражены в тексте Конституции РФ, УПК и других федеральных законов.

Как отмечает В. М.

Савицкий, процессуальное руководство расследованием служит единственным способом обеспечить законность действий соответствующих органов, без руководства невозможен полноценный надзор за исполнением законов. В связи с этим необходимо предусмотреть в законе о прокуратуре и уголовно-процессуальном законодательстве полномочия прокурора по осуществлению процессуального руководства деятельностью органов дознания и следствия по уголовным делам. Прокурорский надзор -самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять, кроме прокуратуры, никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные организации, учреждения, должностные или физические лица. следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений — немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования

поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено УПК; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

Организация надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия

Такое мероприятие должно содержаться в планах прокуратур районного звена, а анализ состояния надзора за соблюдением требований закона о порядке рассмотрения жалоб подчиненными прокурорами должен периодически включаться в план работы прокуратуры регионального уровня.

Задачу прогнозирования можно определить как получение информации о состоянии законности, ее анализ и формулирование прогноза. Как правило, прогнозированием в органах прокуратуры занимаются руководители и другие прокурорские работники, в сферу полномочий которых входят вопросы планирования работы, осуществляющие методическую деятельность.

Организуя надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор, его заместители и помощники прокурора обязаны неукоснительно руководствоваться Законом о прокуратуре, УПК, приказами и указаниями Генпрокурора РФ по вопросам данного направления надзора, а также рекомендациями, основанными на научном анализе опыта прокурорского надзора. Элементом организации работы прокуратуры является также распределение обязанностей между прокурорскими работниками .В случае согласия прокурора с принятым решением по результатам изучения уголовного дела составляется заключение, подлинник которого помещается в надзорное производство, а копия с делом возвращается по принадлежности.

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования

Указания прокурора могут носить как форму самостоятельного процессуального документа, так и быть частью вынесенного в указанных случаях постановления [2, С. 98].

Реализация властно распорядительных полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия направлена на то, чтобы:

Ученые в своих исследованиях неоднократно обращались к проблемам соотношения указанных функций прокурора. Так В. Г. Журавлев указывал: «Функция обвинения не является изолированной, оторванной от всех функцийпрокуратуры.

Наоборот, все функции прокуратуры неразрывно между собойсвязаны, ибо они органически вытекают из основной конституционной обязанности прокуратуры — обязанности осуществлять высший надзор за законностью деятельности всех учреждений, отдельных должностных лиц, а также отдельных граждан [6, С.26]. Все письменные указания прокурора, данные органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, обязательны для этих органов. Обжалование вышестоящему прокурору полученных указаний не приостанавливает их исполнение. Прокуратура Республики Казахстан в 2001 году в целях защиты прав граждан, попавших в орбиту уголовного преследования, внесла более 3-х тысяч представлений и 2-х тысяч предписаний. По результатам которых удовлетворено без малого 4 тысячи протестов, отменено и изменено более 4-х тысяч незаконных судебных решений в апелляционной и надзорной инстанциях. Также прокуратурой выявлено 115 фактов незаконных задержаний, освобождено за неподтверждением подозрений 39 и за отсутствием оснований ареста почти 3 тысячи обвиняемых [5, С. З].

При этом надо учитывать, что только после исследования всех доказательств у прокурора может сложиться убеждение в том, что предъявленное подсудимому обвинение не подтверждается представленными доказательствами, в связи с чем отказ прокурора от обвинения, когда материалы дела исследованы не в полном объеме, является преждевременным. Организация работы по надзору на стадии предварительного расследования? В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений: Однако реформа 2007 г., связанная с принятием ряда законодательных актов, прежде всего Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, упразднением следственного аппарата прокуратуры и появлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ (ныне Следственный комитет РФ), резко изменила также подходы к институту прокурорского надзора за следователем и дознавателем.

  1. суд, который, по мысли законодателя, помимо своей обычной функции по отправлению правосудия, осуществляет на досудебных стадиях функцию судебного контроля;
  2. прокурор, деятельность которого на досудебных стадиях уголовного процесса исторически именуется прокурорским надзором;
  3. непосредственный руководитель (для следователя — руководитель следственного органа; для дознавателя — начальник органа дознания и начальник подразделения дознания) в рамках того, что можно назвать ведомственным контролем.

По окончании дознания прокурор, рассматривая, поступившее к нему уголовное дело с обвинительным актом в течение двух суток принимает по нему одно из следующих решений: Прокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.

К сожалению, этот вопрос урегулирован недостаточно четко, что вызывает как научные споры, так и сложности правоприменительного характера. В связи с этим представляется оправданным еще раз обратиться к вопросу о полномочиях прокурора в стадии предварительного расследования.

Полагаем, что нормы, предусматривающие исключения из установленных законом общих правил продления сроков предварительного следствия, не подлежат расширительному истолкованию. Согласно позиции Конституционного Суда РФ[30] положения ч. 6 ст. 162 УПК РФ не содержат прямого указания на возможность неоднократного продления срока предварительного следствия.

Нельзя не согласиться с Н. В. Булановой, которая полагает, что использование предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского реагирования позволит повысить действенность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В связи с непредставлением материалов уголовных дел прокурорами, как правило, направляются информация и требования об устранении нарушений федерального законодательства, большинство из которых по результатам рассмотрения не удовлетворяются. В обоснование решения об отказе в представлении материала проверки и копий процессуальных решений руководитель территориального следственного отдела указал, что материал проверки возвращен следователю для проведения дополнительных проверочных мероприятий, в связи с чем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не имеют юридической силы.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК.

Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием. Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет.

Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела. Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Прокурорский надзор на стадии предварительного следствия

Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, выполнение действий по проведению расследования, проверки законности решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Прокурорским надзором называют особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства. Данное направление деятельности по надзору предназначено для обеспечения прав и свобод, как правонарушителей, так и потерпевших и иных законопослушных граждан.

Многие исследователи отмечают, что на практике данным положением зачастую пренебрегают. Данное направление деятельности по надзору должно обеспечить как права и свободы граждан, так и интересы государства. При правонарушениях, которые затрагивают интересы государства, прокурор требует от органов, осуществляющих процедуры дознания и предварительного следствия, принятия необходимых мер, направленных на обеспечение защиты государственных интересов.

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования

Указания прокурора могут носить как форму самостоятельного процессуального документа, так и быть частью вынесенного в указанных случаях постановления [2, С. 98].

Для проверки исполнения требований закона органами дознания и предварительного следствия, выявления возможных нарушений прокурор вправе требовать от этих органов уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Республике Казахстан рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка, осуществление принципов социальной справедливости.

Важно отметить, что прокурорский надзор является одной из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. Для производства дознания законодатель установил укороченные сроки. По делам, по которым производство следствия обязательно, дознание должно быть закончено в десятидневный срок и дело должно быть передано следователю.

Этот срок продлению не подлежит. По делам, по которым предварительное следствие необязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений прав и законных интересов участников уголовного процесса и других граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений является участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия.

Принять участие в производстве отдельных следственных действий прокурор может лично, независимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело.

Прокурорский надзор, курс лекций — Автор неизвестен 10

осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких и особо тяжких, акцентировать внимание на качестве и ϲʙᴏевременности проведения неотложных следственных дейст­вий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказа­тельств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий;

— пресекать задержание подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об адми­нистративных правонарушениях. Устанавливать фактическое время водворения граждан в ИВС по протоколам об административном задержании. В случае нарушений законности решать вопрос об ответственности виновных;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ.

1. Права и обязанности обвиняемого на стадии предварительного расследования? Пресечение и предупреждение организованной преступности считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью.2. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за следстви­ем, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью с использованием материалов прокурорской практики, конкретных уголовных дел.

По результатам анализа принимать меры, направленные на улуч­шение его организации.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.