Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве

Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве

2000.04.055. ЛУКАШУК И. И., НАУМОВ А. В. ВЫДАЧА ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ: Учеб.-практ. пособие / Акад. правовой ун-т, Ин-т государства и права РАН.—М.: Рос. юрид. изд. дом, 1998.—160 с.

В этих целях совершенствуется международно-правовой механизм, расширяется сотрудничество государств и международных
Масштабность и многогранность современной преступности и серьезность опасности, которую она представляет как для внутренней, так и для международной жизни государств и народов, приводят международное сообщество к осознанию необходимости решения глобальной проблемы борьбы с преступностью. Общеуголовная преступность, пишут авторы, —лишь одна часть проблемы.

Большую опасность не только для отдельного государства, но и для международного сообщества в целом представляют преступления против мира и безопасности человечества. К ним относятся такие, как агрессия, военные преступления, преступления против человечества. Книга посвящена исследованию проблемы выдачи обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве.

40, 41

«Экстрадиция — принудительное возвращение данной личности своему суверену (раньше). Объективная сторона и субъект преступления в уголовном праве? В современной интерпретации экстрадиция является синонимом выдачи обвиняемого гос-ву, заинтересованному в привлечении его к уголовной ответственности. Таким образом, выдача и экстрадиция могут рассматриваться как синонимы.

Отличие состоит в том, что экстрадиция призвана разрешить конфликт суверенитета двух гос-в, а при передаче, например, Международному уголовному суду такого конфликта не возникает.

Кто такие подозреваемый, обвиняемый, подсудимый


Более того, создавая этот суд, гос-ва стремились достичь такой цели как неотвратимость ответственности за наиболее опасные и тяжкие преступления против мира и безопасности, чел-ва и человечности.

Например, может ли осуществляться пересчет сроков лишения свободы? По общему правилу, осужденный в гос-ве исполнения приговора не может отбывать наказание более длительное, чем максимальный срок лишения свободы, установленный для данных преступлений в этом гос-ве. Это означает, что осужденный будет отбывать меньший срок.3.

Согласие осужденного. Без письменного согласия осужденного его передача невозможна. Также должно быть согласие и гос-в.2) предполагает передачу (выдачу) преступника запрашивающему гос-ву;

Международное право

Отказ в выдаче. Сегодня общепризнанной является точка зрения, согласно которой выдача лица — это право государства, а не его обязанность. Соответственно, в договорах содержится перечень оснований, при наличии которых выдача не производится.

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданства

В соответствии с международным договором иностранному государству могут быть выданы иностранный гражданин или лицо без гражданства для преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.). Выдача может быть произведена в случаях: Различают два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные (при наличии которых выдача не производится) и относительные (когда вопрос оставлен на усмотрение правоохранительных органов запрашиваемого государства). В числе абсолютных оснований называются также случаи, когда выдача не разрешается по законодательству запрашиваемой стороны. В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г., выдача не осуществляется за политические (ст. 3) и воинские преступления (ст. 4).

ВЫДАЧА ЛИЦ, ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся государств и производится по требованию для привлечения лица к уголовной ответственности и для приведения приговора в исполнение. Следовательно, только во втором случае речь идет о лице, признанном по приговору виновным, т. е. о выдаче преступника.

Семинар в Калининграде: международные стандарты в области защиты прав осуждённых


В первом же случае фигурирует подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления (согласно международно-правовой терминологии — «предполагаемый преступник»).

В международно-правовых актах традиционно применяется лаконичный термин «выдача (extradition) либо термин «выдача лиц». Практически во всех конвенциях, ориентированных на предотвращение и пресечение международной преступности, содержатся правила относительно выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений.

Как правило, речь идет о двух аспектах:

Европейская конвенция о выдаче 1957 г. совмещает ряд традиционных положений и немало специфических норм. Обязательство выдачи касается всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых законодательством обеих сторон — запрашивающей и запрашиваемой — лишением свободы сроком на один год или более серьезным наказанием. Представляет интерес норма Конвенции, воплощенная в ст.

81 «Неприменение смертной казни», согласно которой без ущерба для законодательства запрашиваемого и запрашивающего государства смертная казнь не применяется запрашивающей стороной в отношении лица, выданного в соответствии с данной Конвенцией, если такое наказание не применяется запрашиваемой стороной.
  • лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
  • на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
  • в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;
  • преступление по законодательству одного или обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся государств и производится по требованию для привлечения лица к уголовной ответственности и для приведения приговора в исполнение. Следовательно, только во втором случае речь идет о лице, признанном по приговору виновным, т. е. о выдаче преступника. В первом же случае фигурирует подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления (согласно международно-правовой терминологии — «предполагаемый преступник»). Европейская конвенция о выдаче 1957 г. совмещает ряд традиционных положений и немало специфических норм.

Обязательство выдачи касается всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых законодательством обеих сторон — запрашивающей и запрашиваемой — лишением свободы сроком на один год или более серьезным наказанием. При осуществлении выдачи в договорах регулируются следующие аспекты: 6) совершение преступления в пределах запраши­ваемого государства; 2. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче правонарушителей. Страсбург, 15.10.197512. Кузнецов Д. В.

Развитие международного права в ХХв. Монография. М: 2001 Основанием для предъявления требования о выдаче является сам факт возбуждения уголовного дела в отношении данного лица либо вступление в законную силу приговора суда в отношении этого лица, но указанное требование подлежит удовлетворению на определенных условиях, при отсутствии которых правомерен отказ в выдаче.

Эти условия таковы: Следует признать правильным положение, что государства, выдавая преступников, оказывают не «самопомощь», а правовую помощь требующему выдачи преступника государству для осуществления последним своего суверенного права, т. е. права осуждения и наказания тех, кто нарушает его уголовные законы. 1. Инкриминируемое деяние должно считаться преступным по законам как государства, в котором укрывается преступник, так и государства, которое просит о его выдаче (правило двойной преступности).
  • государство, на территории которого совершено преступление;
  • государство, чьим гражданином является преступник;
  • государство, потерпевшее от преступления, совершенного за его пределами, но против его интересов иностранными гражданами либо лицами без гражданства;
  • иное государство, которое как участник конвенции и субъект международного права обладает полномочиями на осуществление уголовной юрисдикции безотносительно к месту совершения преступления, гражданству преступника и своей причастности к этому преступлению в качестве потерпевшего.

Экстрадиция в международном уголовном праве

?ан СНГ регламентируются процедурные вопросы выдачи. Так, в соответствии с последней требование о выдаче должно содержать:

К требованию о выдаче для осуществления уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу. К требованию же о выдаче для приведения приговора в исполнение прилагаются также заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо было осуждено, а если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщаются данные об этом.

в) фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребывания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности;Последнее требование связано с тем, что в уголовных кодексах государств-членов Содружества Независимых Государств содержится норма о том, что не является преступлением действия или бездействие, хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не являющегося общественно опасным (например, ч. 2 ст. 14 УК РФ). Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.

Международно-правовые гарантии обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей

Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав граждан, должно иметь эффективно работающую систему органов, осуществляющих охрану указанных прав. Выполнение этой обязанности составляет сущность ряда государственно-правовых институтов и порядка их деятельности.

Каждый заключенный должен иметь возможность ежедневно не менее часа в день заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе, если позволяет погода.

При неблагоприятной погоде следует предусмотреть иные возможности для занятия физическими упражнениями.

Лицо может быть принято в пенитенциарное учреждение или содержаться в нем лишь при наличии действительного постановления о заключении под стражу, соответствующего требованиям национального закона. Общение и посещения могут быть ограничены или поставлены под контроль, если это необходимо для продолжения уголовного расследования, поддержания порядка и безопасности, предотвращения уголовных преступлений и защиты жертв преступлений, однако такие ограничения, включая специальные ограничения, устанавливаемые судебным органом, должны допускать приемлемый минимальный уровень общения. Орудия и средства совершения преступления это в уголовном праве? Администрация обеспечивает, чтобы наряду с возможностями, предоставляемыми всем заключенным, малолетние заключенные имели доступ к социальным, психологическим и образовательным службам, религиозной поддержке, программам досуга или аналогичным программам, к которым имеют доступ их сверстники на свободе.

Англо-американская система — выдача, как правило, бази­руется на международном договоре. Для данных стран характер­но непризнание обычной нормы международного права о невыда­че своих граждан. В странах этой системы дело обязательно долж­но рассматриваться судом. Запрашивающая сторона должна предос­тавить достаточные основания или неопровержимые доказательства признания обоснованности уголовного преследования лица.

Правила об экстрадиции устанавливаются и Статутом МУС. Статут разделяет два понятия «выдача и «передача».

В зависимости от гражданства лица, в отношении которо­го запрашивается выдача, выделяется экстрадиция в отношении: Экстрадиция (выдача преступников) — это комплекс уголов­но-процессуальных действий, направленных на розыск, задержа­ние, заключение под стражу и передачу лица иностранному го­сударству (или Международному трибуналу, Международному уголовному суду) на основании и в порядке, установленном меж­дународными договорами и национальным законодательством, либо на основе принципа взаимности с целью осуществления уго­ловного преследования, отправления правосудия или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда. Согласно Конвенции выдача преступников осуществляется при соблюдении следующих принципов.

Экстрадиция в международном уголовном праве (стр

• если правонарушение, в отношении которого поступает просьбао выдаче, рассматривается в соответствии с законодательством запрашиваемого государства как совершенное целиком или частично в пределах этого государства (в случае отказа в выдаче на этом основании запрашиваемое государство, если этого просит другое государство, передает дело своим компетентным органам с целью принятия надлежащих мер к данному лицу за правонарушение, в отношении которого поступает просьба о выдаче);

[7] Таганцев Н. С. Лекции по русскому уголовному праву. Общая часть. Вып.

1. СПб., 1887. С. 313. Никольский Д. П. О выдаче преступников по началам международного права. СПб., 1884. С. 23.

•если лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, или если это лицо в процессе уголовного разбирательства не обладало или не будет обладать правом на минимальные гарантии в процессе уголовного разбирательства, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;б) описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого это деяние является преступлением;[12] Сафаров Н. А. Институт экстрадиции. Московский журнал международного права. 2005. № 2. с. 89

Экстрадиция в международном уголовном праве

• описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого это деяние является преступлением;

Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.

�ан СНГ регламентируются процедурные вопросы выдачи. Так, в соответствии с последней требование о выдаче должно содержать: в) фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребывания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности;К требованию о выдаче для осуществления уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу.

К требованию же о выдаче для приведения приговора в исполнение прилагаются также заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо было осуждено, а если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщаются данные об этом.

Выдача преступника иностранному государству является одновременно институтом уголовно-процессуального и уголовного права.

Напротив, допускают выдачу собственных граждан в соответствии с международным соглашением Конституции и (или) законы таких стран, как Албания, Беларусь, Великобритания, Грузия, Италия, Колумбия, Литва, Мальта, США, Узбекистан, Чили, Эстония, Япония. Так, согласно ст.

7 УК Беларуси «гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь»[228]. Скандинавские страны выдают друг другу совершенно беспрепятственно своих граждан на основе особого регионального договора.

Под выдачей преступников (экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора. Объект преступления в уголовном праве по вертикали и горизонтали? Более подробно вопросы выдачи преступников в настоящее время регулируются международными многостронними и двухсторонними соглашениями, а также Уголовно-процессуальными кодексами и специальными законами об экстрадиции.

В частности, для европейских стран основным международно-правовым актом по экстрадиции служит Европейская конвенция о выдаче, заключенная в рамках Совета Европы в 1957 года, а для государств Латинской Америки — Кодекс Бустаманте, являющийся приложением к Конвенции о международном частном праве 1928 года. Большинство государств мира законодательно закрепляют невозможность выдачи собственных граждан, причем во многих странах соответствующее положение содержится непосредственно в тексте Конституции (Азербайджан, Ангола, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Германия, Йемен, Киргизия, Латвия, Македония, Молдова, Монголия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Украина, Хорватия, Швейцария и др.).

Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции

Иначе определяется ответственность гражданина России, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации. Международно-правовыми нормами предусматривается, что собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Так, согласно подпункту «а п. 9 ст. 6 и п. 2 ст. 4 Международной Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. собственные граждане не выдаются по требованию другого государства за совершенное преступление.

В этих нормах закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. Вопрос о преступности и наказуемости совершенного им преступления в обязательном порядке решается в соответствии с УК РФ.

Решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статуса лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ либо иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Часть 1 ст. 61 Конституции РФ провозглашает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Конкретизируя это предписание, ч. 1 ст.

13 УК устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». В выдаче преступника может быть отказано, если уголовное преследование носит политический характер; преступление относится к военным и финансовым преступлениям; преследование осуществляется по дискриминационному признаку (расовому, религиозному, гражданства или по политическим убеждениям); истекли сроки давности; в целях соблюдения принципа «non bis in idem»; если выдаваемому лицу грозит наказание в виде смертной казни и др. Данное правило распространяется и на ту часть бипатридов, которые кроме российского имеют еще одно гражданство или подданство иностранного государства. В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации СЗ РФ.

2002. № 22. Ст. 2031. зафиксировано, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным законом».


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.