Основания для возбуждения уголовного дела по результатам налоговой проверки

Если раньше исключительным поводом для возбуждения дел по налоговым преступлениям были материалы налоговых инспекций, то сейчас таким поводом служат все источники, указанные в ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Новый порядок распространяется и на те преступления, которые были совершены до вступления в силу вышеуказанного закона, так как в силу ст. 4 УПК РФ следователь при производстве по уголовному делу применяет процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.

В октябре текущего года Президентом РФ в Госдуму был внесен проект федерального закона, согласно которому правоохранительные органы получат право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством 1. Подтверждает такой подход к проблеме и ВАС РФ: любое должностное лицо, подписавшее декларацию, может и не иметь вины в том, что бюджет недополучил налоги с организации (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64). Если по результатам проверки у компании обнаружат недоимки перед бюджетом, то налоговики непременно оштрафуют организацию согласно Налоговому кодексу РФ. При этом абсолютно не важно, умышленно организация уклонялась от уплаты налогов или недоимка появилась вследствие непредумышленной ошибки.

При этом уголовно-процессуальным законодательством уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 УК Российской Федерации, отнесены к делам публичного обвинения, по которым прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации меры по установлению события преступления, изобличению виновных в его совершении (статья 21 данного Кодекса). Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 308-ФЗ, отсутствует, запрос Железнодорожного районного суда города Рязани не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению. То есть пока налоговики готовят ответ, следователь может, например, прийти к вам в офис (или прислать оперативников), изъять документы и обратиться к специалистам для получения экспертного заключения.

В прежние времена, когда силовикам уже запретили самостоятельно делать расчет налогов, но уголовные дела еще можно было возбуждать не только по материалам ИФНС, для расчета недоимки иногда назначали налоговую экспертиз Можно предположить возвращение к этой практике. Задачи по уголовному процессу по стадии возбуждения уголовного дела? А вот если проверки не было, то точную сумму недоимки, видимо, будут определять привлеченные следователем эксперты. Ведь получение материалов от следователя не обязывает инспекцию немедленно отправлять «выездников к налогоплательщику. По крайней мере, сейчас этот механизм не проработан. Результаты орд могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела? Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки. Да, возможно, и в последние годы крайне распространено.

С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ. Уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов, как правило, возбуждается в отношении генерального директора организации, который является подозреваемым в совершении данного преступления.

В некоторых случаях уголовное дело может быть возбуждено в отношении генерального директора и главного бухгалтера организации. Необходимо знать, что если вы впервые совершили налоговое преступление, то вы можете уплатить суммы недоимки, штрафа и соответствующих пеней, в результате чего уголовное дело будет прекращено. Даже если вы не в состоянии уплатить вменяемые суммы сокрытых налогов, отчаиваться не стоит.

Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Если вы попали в такую ситуацию, то для начала нужно оценить ее, убрав все эмоции и призвав на помощь здравый смысл и обратившись за поддержкой к профессионалам.

В отличие от приговоров в отношении гражданских исков и иных имущественных взысканий, по которым следователям разрешено заявлять ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого лица, в отношении налоговых преступлений такие меры практически не применяются. Это дает возможность руководителю организации до вынесения приговора принять необходимые меры с целью свести к минимуму имущественные потери при последующих действиях судебных приставов.

может быть прекращено уголовное дело и уголовное преследование. Уголовное дело будет возбуждено в случае выявления неуплаченных за трехлетний период налогов, превышающих сумму в 2 миллиона рублей, причем, если обнаружится, что часть невыплат составляет более 10% сумм налогов, подлежащих уплате, или если сумма долга перед родным государством составляет более 6 миллионов рублей без рачета процентов.1) уголовное дело будет направлено в суд с обвинительным заключением;

Комментарий адвоката ва о порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Данный Федеральный закон отменяет ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, предусматривающую особый порядок возбуждения уголовных дел указанной категории, по которым поводом служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Данный Федеральный закон дополняет ст. 144 УПК РФ частями седьмой, восьмой и девятой, в соответствии с которыми следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в течение 3 суток направляет поступившие из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором стоит на учете налоговый плательщик.

По результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган в срок не позднее 15 суток с момента их получения направляет следователю соответствующее заключение о наличии нарушения законодательства о налогах и сборах или об отсутствии сведений о таком нарушении либо информирует следователя, что решение по результатам налоговой проверки еще не принято или не вступило в законную силу. В настоящее время уголовные дела о налоговых преступлениях могут быть возбуждены только по материалам налоговых органов, направляемых ими следователям в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Правоприменительная практика показала, что во многих случаях такой порядок существенно затрудняет использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий и негативно сказывается на эффективности раскрытия налоговых преступлений. После получения такого заключения, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем принимается процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях

11) объяснение главного бухгалтера (бухгалтера) организации или бухгалтера индивидуального предпринимателя;

17) акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (односторонние акты сверки взаиморасчетов – в случаях неявки налогоплательщика по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);

копии налоговых деклараций физических лиц, получающих доход от организации или индивидуального предпринимателя;4) копии объяснений руководителя организации или индивидуального предпринимателя по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);22) объяснение налогового инспектора, проводившего проверку, в котором должны найти отражения ответы на вопросы о том, были ли совершены налогоплательщиком в отчетный период сделки, расходы по которым не были приняты во внимание налоговой инспекцией и почему. С учетом изложенного надо отметить, что «подтверждением имеющихся данных (п. 19 Инструкции) может быть только решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, так как без такого решения будет отсутствовать сам факт налогового правонарушения. Таким образом, могут быть приняты решения, устанавливающие фактическое отсутствие налогового правонарушения, т. е. начальник налогового органа вправе не согласиться с выводами, указанными в акте проверки ОВД. Введенные Законом № 308 положения о направлении материалов в налоговый орган для получения заключения и иной информации представляются фактически бездейственными: § направление материалов в налоговый орган формально предусмотрено лишь для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания (в частности из ОВД). Направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

  • получать объяснения;
  • назначить экспертизы;
  • изымать необходимую документацию;
  • требовать проведение документальных проверок и ревизий, с привлечением специалистов;
  • поручать соответствующим органам проводить оперативно-розыскные работы.
Но желая возместить ущерб в досудебном порядке и избежать открытия уголовного дела по неуплате налогов, человек может столкнуться со следующими трудностями:
  • направление письменного уведомления о результатах рассмотрения материалов, поступивших из налоговых органов с предоставлением копии об отказе в возбуждении уголовного дела в случае принятия такого решения;
  • направление письменного запроса в налоговые органы о предоставлении недостающих документов, в случае недостаточных оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела по налоговому преступлению;

Так, полученная налоговыми органами из правоохранительных органов информация по уже возбужденным уголовным делам или по материалам проверки, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, учитывается при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал. Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 308-ФЗ, отсутствует, запрос Железнодорожного районного суда города Рязани не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.3.1. Для возбуждения уголовного дела в отношении судьи необходимо согласие? Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентирующий стадию возбуждения уголовного дела, содержит нормы, закрепляющие особенности возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Современное изложение нормативного предписания п. 3 ст. 32 НК РФ позволяет нарушителям на вполне законных основаниях избежать уголовной ответственности, пользуясь противоречиями федеральных законов. Ответственность за преступления при совершении нарушения законодательства о налогах и сборах регулируется ст.

198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.