Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

В шариате, как и в уголовном законодательстве арабских стран не дается определения понятия наказания. Однако некоторые арабские юристы в своих трудах пытаются дать определение понятия наказания, раскрыть его содержание. Так, сирийский юрист Мухамедль-Фадель пишет, что наказание – это предусмотренная законом кара, принимаемая от имени общества в отношении лица, вина которого установлена, которое заслужило наказание за совершение преступления, предусмотренного законом.

Далее, он, анализируя понятие наказания, выделяет его следующие признаки: Сходные определения наказания и его признаков дает Исхак Ибрагим, который полагает, что наказание – эта кара, установленная законодателем и назначаемая судьей лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая состоит в причинении страданий этому лицу, в ограничении его прав и свобод. Этот автор говорит о пяти признаках наказания. Приведем все эти признаки, т. к. несмотря на то, что некоторые из них совпадают с теми, которые указаны выше, их трактовка не всегда совпадает. Интересно, что даже общеизвестные меры наказания за правонарушения, например, лишения свободы, материальные санкции или телесное наказание – отмечались в мусульманском праве большим своеобразием.

К примеру, при мусульманских судах первоначально не имелось специальных тюрем, и правонарушители, приговоренные к лишению свободы, содержались у себя дома или в мечети без права покидать их. Кроме того, никто не мог быть осужден к ссылке на срок более одного года. Система наказаний по мусульманскому уголовному праву включает в себя следующие элементы. Многотомные установления шариата, содержащие различные нормы уголовного права, открывали еще с древности широкие возможности для использования шариатским судом канонов шариата в интересах имущих и эксплуататорских классов. Как правильно полагает Г. М. Керимов «эта социальная сущность шариатских судов сохраняется вплоть до сегодняшнего дня Керимов Г. М.

Шариат и его социальная сущность. — С. 217.. Подобный подход накладывает отпечаток на всю уголовно-правовую мусульманскую концепцию, в которой широкое понимание правонарушения как серьезного греха сочетается с его узким определением в формально-юридическом значении. Ясно, что в данном определении речь идет как об отклонении от любых норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер. Если субъективная сторона преступления соответствовала указанным требованиям и наследники настаивали на смертной казни, то убийца не мог избежать этой меры наказания.

Причем, согласно преданию, сам Пророк предполагал лишение преступника жизни тем же способом, каким тот совершил убийство. Отсутствие сомнения в праве собственности на похищенное имущество означает, что для наказания кражи отсечением руки вещь должна находиться в частной собственности другого лица и быть украдена у самого собственника или у законного владельца. Причем, преступник не должен иметь каких-либо полномочий на владение или пользование этим имуществом, а также права долевой или общей собственности на него. Поэтому не считается преступлением категории худ пуд присвоение общей добычи или собственности, одолженной суммы денег или взятой взаймы вещи.

Преступление в мусульманском уголовном праве

В классическом мусульманском уголовном праве отсутствовала Общая часть в нашем понимании. Общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям Особенной части не было выделено: они описывались применительно к тем или иным преступлениям самостоятельно и могли, вследствие этого, различаться. Например, не существовала система наказаний, как исчерпывающий перечень их видов, расположенных в определенном порядке. В классическом мусульманском уголовном праве перечень видов наказания являлся открытым[4].

Однако в тех случаях, когда нормы Корана и Сунны были сформулированы в двусмысленной, неопределенной форме, мусульманско-правовая доктрина, путем толкования их, создавала нормы, могущие быть примененными на практике.

Такое толкование, детализация, уточнение могли значительно расходиться с буквой Священного писания. Список литературы по уголовному праву преступление против здоровья? Например, за прелюбодеяние в Коране установлена ответственность в виде бичевания. Доктрина же в некоторых случаях требует смертной казни путем побивания камнями, чего нет в Коране.

Ислам – это не только религия, но и целая правовая система, направленная на соблюдение прав и свобод личности, а также предусматривающая его обязанности и ограничения — шариат. Неудивительно, что в рамках этой системы существует и такое понятие, как преступление, и, следовательно, должны быть методы противодействия с этим негативным явлением. Согласно исламскому праву, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание, преступление должно быть непременно совершено.

Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание. Всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и голый умысел на совершение преступления. Интерес представляет собой возраст достижения уголовной ответственности лица, то есть, совершеннолетия.

Несовершеннолетний возраст в мусульманско-правовой традиции делится на три периода.

Наказание в мусульманском уголовном праве

Бичевание (удары плетьми) — это наказание в мусульманском праве применяется при различных преступлениях. Сила удара меняется в зависимости от состояния наказуемого и не должна повредить мышцы. Несовершеннолетние не подвергаются бичеванию.

Большинство мусульманских правоведов выделяет три вида наказаний:

В начале распространения ислама такой вид наказания, как тюремное заключение, применялся редко. Он был наиболее распространен в период Арабской империи. При смягчающих обстоятельствах тюремное заключение применялось на ограниченные сроки не более шести месяцев. Кисас в исламе является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный характер.3. Ахадов А. Ф. Ислам в погоне за веком. — М.: Изд-во полит. лит., 1998. — 80 с. 4. Ашик М. Исламское право: общедоступное изложение фикха.

Часть 2. — Казань: Изд-во Иман, 2001. — 136 с. 2 Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи. Уголовное право. Общая часть. — Бейрут, 1994.8 Мухаммед Аль Фадель. Общие принципы уголовного права // Цит. по: Мусульманское право.

Основные доктриналь­ные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс.

Судоустройство. — Ташкент, 1998.

Глава 2

Схожая позиция наблюдается у Джунди Абдель-Малека, который также считает, что наказание — это кара, налагаемая на преступника в интересах общества, боль, причиняемая преступнику за на­рушение предписания закона.

В мусульманском праве традиционно проводится деление между общим и частным предупреж­дением. Считается, что наказания за преступления категории » худдуд и » кисас своей строгостью и однозначностью преследуют преимущественно цели общего предупреждения, тогда как наказания за преступления категории » тазир «, основывающиеся на свободном судейском усмотрении в прило­жении к данному человеку, преследуют в основном цель частного предупреждения.

Алжирский автор Исхак Ибрагим Мансур считает, что наказание — это кара , установленная за­коном и назначаемая судом лицу, признанному виновным в совершении преступления, и состоящая в причинении страданий этому лицу, в ограничении его прав и свобод. С общим предупреждением тесно связана частная превенция, под которой понимается преду­преждение совершения новых преступлений уже осужденными лицами. Суть его заключается в том устрашающем и одновременно воспитательном воздействии, которое призвано оказывать наказание.

Классическая мусульманская концепция наказания, зародившаяся в Арабском халифате , заклю­чается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступ­лений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний, в результате применения которых человек остается жив и свободен, но как преступник становится не опасен. Таким образом, наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социаль­ным явлением.

Преступление и наказание по мусульманскому праву

Крайне занимательным, на мой взгляд, представляется описание в главе распределения ответственности за гибель гипотетического человека в колодце в результате несчастного случая. Перечисляется целый ряд условий, при смене которых ответственность каждый раз падает на различных лиц. Итак, ситуация. Некто вырыл колодец в месте общего пользования в отсутствие соответствующего разрешения. Другой некто упал в колодец и погиб.

Имеются и некоторые забавные, с моей точки зрения, моменты. Так например, не наказывается отрубанием руки (то есть не признается уголовно наказуемой кражей) кража, совершенная в бане, хотя бы и на сумму не менее 10 дирхамов.

Допустим, причиной падения явилось то, что жертва поскользнулась на воде у колодца.

Так вот, если воду разлило какое-то третье лицо, то вина в смерти — его, а если вода дождевая — отвечать хозяину колодца. В главе также содержатся упоминания процедуры очной ставки, рассмотрение разности наказаний за законченное и незаконченное преступления, указание на значимость показаний самого обвиняемого, возможность и необходимость учета отказа обвиняемого от своего признания и многое другое, то есть труд являет собой достаточно сформированный свод толкований и утверждений относительно правильной квалификации преступлений, проступков и дальнейшего применения соответствующих мер наказания. Чтобы сложилось хоть какое-то впечатление о значимости труда, кратко об авторе. Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари аль-Куфи — известный исламский законовед, талантливый, из небогатой семьи. Жил в 731-798 годах н. э. на территории современного Ирака.

Был Верховным кади Багдада, сам назначал кади в провинции, то есть имеет смысл говорить о том, что он формировал судебную власть халифата.

Общие положения мусульманского уголовного права

Наказание по категории тазир не применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения правонарушителя потерпевшим.

Правонарушения категории тазир — это деяния, наказания за которые определяются по усмотрению судьи. Ответственность и освобождение от нее по советскому уголовному праву? Эти деяния могут посягать и на права Аллаха, и на частные интересы. Так, к категории тазир относится неисполнение религиозных обязанностей (например, несоблюдение поста), взяточничество и лжесвидетельство, мошенничество, нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение мусульманской морали и др.

Под хадд понимается ответственность за деяния, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины («права Аллаха») и во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой «праведных халифов. Вторая группа правонарушений — преступления, за совершение которых также предусматривается точно определенная санкция кисас, означающая как бы талион — возмездие, т. е. наказание, равное по тяжести совершенному деянию (убийство, тяжкие телесные повреждения). Коран, например, подчеркивает: «Кто же преступает против вас, — то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. «Мусульманское право — это право привилегий «верных» перед «неверными», мужчин перед женщинами, знатных перед простыми людьми. Следуя этой систематизации нарушаемых прав, можно вы­строить такую схему категорий преступлений по мусульман­скому уголовному праву: В германской уголовно-правовой доктрине составы делятся на деликты-действие и деликты-бездействие, формальные и материальные составы (используя применяемую в россий­ском уголовном праве терминологию). Особо выделяется груп­па деликтов опасности и группа преступных деяний, совер­шенных самим исполнителем.

УК знает деление составов на основные, квалифицированные и привилегированные (напри­мер, в разделах 16, 17 Особенной части УК). Учитывая зависимость от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир. Наказание по категории тазир не применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения правонарушителя потерпевшим.

Понятие преступления в исламе

Шариат выделяет 9 видов преступлений, за которые предусмотрено определенное наказание (это хадд ): кража, разбой, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество, употребление опьяняющих веществ, бунт, убийство, причинение вреда здоровью. За остальные же преступления ( кисас и тазир ) шариат не устанавливает определенное наказание, и решение данного вопроса находится в ведении либо правительства, либо судьи, выносящего приговор.

Преступление в исламском уголовном праве означает наложенные Аллахом запреты, нарушение которых влечет за собой наказание, предписанное им. Каждое деяние, запрещенное Богом и его пророком, является преступлением. В религиозной терминологии преступление называется грехом, аналогично – и в мусульманском уголовном праве.

Это особенность правовой системы исламских государств. В остальном же суть мусульманского уголовного права не отличается от других — защита чести и достоинства людей от посягательств и безнравственных действий, защита общественных интересов.

Как видим, в мусульманском уголовном праве как и в других аналогичных системах преследуются цели защиты основных человеческих ценностей, основной же задачей является защита религиозных устоев. Таким образом, шариат борется с преступностью несколькими методами.

Во-первых, это непосредственный религиозный запрет на совершение преступлений, взывающий к религиозным чувствам граждан. Во-вторых, это общественное воздействие, обязанность каждого члена общества бороться с преступностью, и, наконец, это наказание за совершенное преступление, и довольно-таки суровое во многих случаях. Наказание является эффективным средством устрашения, так как помогает предотвратить дальнейшие преступления, поскольку люди будут знать о серьезных последствиях любого преступного деяния. Эта угроза обычно достаточна, чтобы удержать их от совершения преступления.

Преступление и наказание по мусульманскому уголовному праву понятие и виды

На раннем этапе становления ислама пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил людей единобожию, прививал им богобоязненность и рассказывал о Судном дне. Только после того, как в исламском обществе прочно установились нравственные стандарты, были введены законы о наказаниях.

Сегодня мусульманские общества далеки от идеала, они страдают многими социальными недугами.

Правительства мусульманских государств – это зачастую недалекие люди, у которых нет ни чести, ни мужества, ни своей головы на плечах. Это ставленники Запада, который окружил их силой, чтобы она защищала их от народа. В простом народе есть исламские ценности, и они воплощаются в том, что те или иные виды преступлений (воровство, убийство…) по статистике совершаются в этих странах гораздо реже, чем на Западе. Но на экономику или политику страны это повлиять никак не может.

Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию – та’зир, являющуюся произвольным наказанием, которое самостоятельно (в контексте шариата, состояния общества и ситуации) выносит суд.

Любое средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями, отвечающее общим целям шариата, общественным интересам и защите общества от нарушений условий его существования, является законным наказанием согласно шариату. Поэтому в исламском уголовном праве перечень видов наказаний, входящих в состав категории «та’зир», не является исчерпывающим. Если мы обратимся к истории утверждения ислама, то увидим, что коранические наставления о наказаниях были ниспосланы только после того, как исламское общество постигло благо, а мусульмане получили свои социальные права и естественную для этого среду. Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нем сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению, а не из страха перед наказанием. Его божественная природа, предполагающая веру в его идеальность, взращивает в личности уверенность в Судном дне, в который «тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (сура «Землетрясение», аят 8).

Отсутствие «сомнения в праве собственности на похищенное имущество означает, что для наказания кражи отсечением руки вещь должна находиться в частной собственности другого лица и быть украдена у самого собственника или законного владельца. Диссертация по уголовному праву на тему неоконченное преступление? Причем преступник не должен иметь каких-либо полномочий на владение или пользование этим имуществом, а также права долевой или общей собственности на него. Поэтому не считалось преступлением категории хадд присвоение общей добычи или собственности, одолженной суммы денег или взятой взаймы вещи.

Л. Р. Сюкияйнен.
Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 189

Л. Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право.

Вопросы теории и практики 188Подобный подход накладывает отпечаток на всю уголовно-правовую мусульманскую концепцию, в которой широкое понимание правонарушения как серьезного греха сочетается с его узким определением в формально-юридическом значении. С этой точки зрения, согласно общепризнанному выводу ал-Маварди, крупнейшего представителя мусульманско-правовой теории правонарушения (974—1058), последнее состоит в совершении запрещенного и наказуемого Аллахом деяния [57, с.219]. Л. Р. Сюкияйнен.

Мусульманское Право. Вопросы теории и практики 194

За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.

Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии.

Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно.

Причинение телесного повреждения ранее наказывалось по принципу талиона — по решению судьи родственники пострадавшего имели право нанести виновному рану такой же глубины и размера. В настоящее время чаще применяется выкуп за кровь. За ложное обвинение в прелюбодеянии следует телесное наказание и запрет когда-либо выступать свидетелем в суде. Многие положения мусульманского уголовного права, особенно это касается наказаний, противоречат общепризнанным нормам о правах человека, закрепленным в решениях ООН, Совета Европы.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.