Не относится к административным видам ответственности исправительные работы

Административные наказания

Исправительные работы как вид административного взыскания Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания, исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания, показаны отличия обязательных и исправительных работ.

The article examines the correctional works institution as a kind of administrative punishment. The author investigates the evolution of this institution in the Russian law and the possibility of its contemporary application as an administrative penalty. The differences of obligatory and correctional labor is shown.

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России

Lecturer, Special Disciplines Chair, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания, исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания, показаны отличия обязательных и исправительных работ.

административное взыскание, административное наказание, исправительные работы, обязательные работы, цели административного наказания.

administrative penalty, administrative punishment, correctional labor, obligatory labor, goals of administrative punishment.

При этом особенностью применения исправительных работ как вида административного взыскания было удержание заработка наряду с исправительными работами. В теоретико-мето-

Впоследствии исправительные работы как вид административного взыскания были закреплены в КоАП РСФСР 1984 г. [5].

Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926 г. «Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке // СУ РСФСР. 1926. № 39. Ст. 304; Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.03.1931 г. «Об утверждении Положения об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке // СУ РСФСР. 1931. № 17. Ст. 186.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников // Электрон. фонд: правовой и нормативно-технической документации. 11Р1_: http: //docs.cntd.ru/document/9006451 (дата обращения: 10.03.2014).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство // Ведомости Вс СССР. 1966. № 30. Ст. 596.

Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

Кодекс об административных правонарушениях РФ 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Комментарий к КоАП РФ 2002 г. / под ред. профессора Н. Г. Салищевой. М., 2009.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

Предупреждение — взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф — самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). Что относится к видам освобождения от уголовной ответственности? В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц — пятисоткратного размера базовой величины.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы — длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

Исправительные работы как вид уголовного наказания

Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. К видам оснований освобождения от уголовной ответственности относится? Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях — обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены.

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется .

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания.

Осужденного Мирного М. Р., 1988 г. р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2019 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2020 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство согласно выданному мне направлению, с 03.10.2019.

0.2019 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболевание – сахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает.

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т. д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства.

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т. д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т. д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

  1. прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Что не относится к видам освобождения от наказания относятся? Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
  2. Полиция , отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается.

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.
  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т. д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.