Превышение должностных полномочий как одно из коррупционных преступление

Злоупотребление должностными полномочиями

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.

в) влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
– — эффективная борьба с должностной преступностью предполагает использование системы экономических, политических (в том числе правовых) и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер;Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой… Начиная со времени становления Российской Федерации, в полную силу проявила себя, проблема злоупотребления должностными полномочиями.

Статья 285 УК РФ, постановление Пленума Верховного суда от 30.03.1990 г.

Полицейские обвиняются в получении взяток и превышении должностных полномочий


и другие нормативные постановления и акты, призваны бороться с создавшимся положением.

Превышение должностных полномочий как одно из коррупционных преступление

Многие авторы говорят о том, что ст. 285 слишком конкретизирована и позволяет уклониться от уголовной ответственности лицам, совершившим данное преступление. Я считаю, что это не так. УК содержит множество смежных составов, например, ч. 3 ст.159, ч.3 ст.160, ст. 286.

Мне кажется, что этих норм достаточно, для качественного выявления коррупции и иных должностных преступлений.

[13] Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. N 141
«Об утверждении Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России»

Авдеев С. В. Превышение должностных полномочий как одно из коррупционных преступление? Злоупотребления должностными полномочиями криминологический анализ// Иркутск; Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2007. В законодательстве субъектов федерации также издаются нормы, которые помогают уменьшить число должностных преступлений. Например, в нашем субъекте недавно принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ».

«Должностное лицо может не предвидеть конкретной формы такого вреда, например, подрыва авторитета соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, для уголовной ответственности достаточно, если такое предвидение имело место в общей форме»[21].

Наиболее распространенными проявлениями коррупции являются следующие правонарушения: мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, взяточничество, служебный подлог.

Наказание за мошенничество – крупный штраф (до 1 млн руб.) и лишение свободы на срок до десяти лет.

Тем не менее в существующих документах дается различная трактовка как самого явления, так и его признаков. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а равно интересов общества или государства, квалифицируется как превышение должностных полномочий.

Об этом говорится в ст. 286 Уголовного кодекса. Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Проблемы детерминации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

The article describes the criminogenic factors of abuse of power and abuse of power by the characteristics of each of the determinants.

Key words: abuse of power, abuse of office, the job of crime prevention, economic causes of malfeasance, psychological causes of corrupt behavior, and moral factors of the job of crime, criminal determinants of official crime.

В статье раскрываются криминогенные факторы злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий, посредством характеристики каждой из детерминант. В качестве общих организационных причин злоупотребления и превышения должностных полномочий необходимо назвать: отсутствие полной и объективной уголовной статистики по преступлениям, предусмотренным ст. ст.

285, 286 УК РФ; полное отсутствие учета лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности по государственной и муниципальной службе; низкий уровень подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью в условиях отсутствия эффективного механизма взаимодействия правоохранительных органов. Смирных Дмитрий Алексеевич, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

По мнению Авдеева СВ., понятия «должностные полномочия и «служебные полномочия должностного лица», представляются равнозначными3. Однако как показывает практика применения ст. 285 УК РФ указанное различие в названии и тексте статьи приводит к расширительному толкованию должностных полномочий, которые превращаются в служебные. Как следствие этого использование служебного положения, которое занимает должностное лицо в соответствующем органе или организации для совершения пре­ступления необоснованно квалифицируется по ст. 285 УК РФ.

Для правильной квалификации по ст. 285 УК РФ необходимо выяснять, были ли преступные действия связаны с использованием должностных полномочий, устанавливать, что должностное лицо действовало в пределах своих полномочий. В каждом случае необходимо установить, какие именно права и обязанности и в каком объеме предоставлены данному должностному лицу.

Для этого следует выяснить, какими законами и другими нормативными актами (инструкциями, уставами) определен круг полномочий должностного лица.

Уголовный закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или, иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно указанному постановлению иная личная заинтересованность -это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п. В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, а также положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. Перспективными направлениями уголовно-правовой борьбы с ней являются совершенствование содержащихся в уголовном законе норм об ответственности за коррупционную деятельность и правоприменительной практики по составам коррупционных преступлений1. -дисциплинарных правонарушений, т. е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Деяние, предусмотренное ст. 285 УК РФ должно быть совершено вопреки интересам службы, что означает, прежде всего, его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах должностных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функциониро­вания, порядку принятия решения.

Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, даже при наличии суще­ственного вреда, причиненного в результате злоупотребления должностными полномочиями, превращает последнее в дисциплинарный проступок.

Сегодня назрела необходимость рассмотреть законодательную модель состава преступления, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями с позиций современных реалий, механизм реализации которой, как показывает практика, не совершенен. Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется как преступление, со­вершаемое с прямым или косвенным умыслом. Так, А. В. Галахова отмечает, что виновное лицо сознает общественную опасность деяния, сознает, что совершает его благодаря ис­пользованию своего служебного положения и вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого могут наступить указанные вредные последствия, и желает их наступления либо относится к ним безразлично или сознательно их допускает6.8.

Постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Российская газета. № 5031.

связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: части 3, 4 статьи 159; части 3,4 статьи 159.1; части 3,4 статьи 159.2; части 3,4 статьи 159.3; части 3,4 статьи 159.5; части 3,4 статьи 159.6; части 3,4 статьи 160 Уголовного кодекса РФ.

The article investigates the qualifications of malfeasance as corruption offenses. Risks associated with certain types of malfeasance, official actions aimed at corruption crimes.

An analysis of federal legislation, the author proposes norms and mechanisms for the prevention of malfeasance.2.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии отметки о его коррупционной направленности: статья 174; статья 174.1; статья 175; часть 3 статьи 210 Уголовного кодекса РФ.

Свобода по сходной цене


Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15.02.2012 № 52-11/2 [7] одним из обязательных условий отнесения преступления к числу коррупционных является наличие именно корыстной мотивации, а при совершении преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями) из иной личной заинтересованности (карьерные устремления, дружеское расположение) – оно не относится к перечню коррупционных преступлений.

Коррупционные преступления: уголовно-правовой анализ

Как показал анализ литературы, круг коррупционных преступлений авторами также определяется произвольно.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.2. Уголовно-правовая характеристика отдельных видов преступлений коррупционного характера по уголовному праву РоссииПолагаем, что данное определение не противоречит Перечню №23 преступлений коррупционной направленности, введенному Указанием Генпрокуратуры РФ и МВД РФ «О введении в действие Перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Яркие примеры злоупотребления должностными полномочиями

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права.

Куда звонить, если полиция превышает полномочия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов. Преступление совершается из материальной выгоды или личной заинтересованности (месть, зависть, карьерное продвижение).

  • использование положения вопреки интересам службы;
  • наличие корыстной цели или действие в интересах третьего лица;
  • наличие ущерба другим гражданам или государственным интересам.

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие: К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч. Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного. В соответствии со ст.

8 Проекта ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) – при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, относятся к коррупционным преступлениям[2].

Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.

Ответственность за коррупционные преступления в сфере деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

Необходимость привлечения виновных к ответственности за совершение коррупционных преступлений обусловлена повышенной общественной опасностью такого рода преступлений. В результате их совершения денежные средства, имущество, иные выгоды имущественного характера приобретаются должностными лицами помимо установленного в обществе порядка распределения материальных благ, что подрывает авторитет органов власти и управления перед населением.

Федоренко В. О расширении классификации чрезвычайных ситуаций // Основы безопасности жизнедеятельности.
2011. № 5.

Таким образом, объектом рассматриваемых преступлений является обеспечиваемая обществом и соответствующая его интересам деятельность или состояние субъектов социально-экономических отношений. Коррупционность содержания указанных преступлений, их повышенная общественная опасность позволяют отвести главе 30 УК РФ ключевую роль в системе предупреждения коррупционных преступлений, совершаемых государственными и муниципальными служащими. Как уже было отмечено, в числе существенных признаков, присущих корруптеру, обязательно должен быть признак обладания властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (как материальных, так и нематериальных) по своему усмотрению.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий (стр

Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее.

Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного.

Таким образом, законодатель создал новое понятие: «лица, выполняющие управленческие функции».

Во многих правовых актах понятие «должностное лицо имеет более широкое толкование, чем в УК РФ. Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности. В Указе Президента РФ от 4.04.92 г.[3], в частности, подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. 5. Ларина Л. Ю. Проблемы уголовно-правовой регламентации, назначения наказания и предупреждения совокупности преступлений / Л. Ю.

Ларина. — М., 2013. – 165 с. Уголовно-правовой анализ составов преступлений и практика применения статей 204, 290, 291 и 291.1 УК РФ, позволяет прийти к выводу, что действующая редакция в примечании к статье 204 УК РФ является достаточной и не требует существенных изменений. Как написать докладную на начальника за превышение должностных полномочий? Проблемы применения действующего законодательства лежат в большей степени не в уголовно-правовой, а уголовно-процессуальной плоскости. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург 27.01.1999) // Бюллетень международных договоров, N 9, 2009, с. 15 — 29Злоупотребления должностными полномочиями совершаются по корыстным мотивам, из личной заинтересованности в получении материальные блага для себя или близких лиц.

Понятие «злоупотребление должностными полномочиями охватывает: служебный подлог; хищение государственных средств; участие в незаконных коммерческих операциях; прием взятки; обман контролирующих органов (налоговой инспекции и т. д.); незаконная передача государственной собственности бизнес — структурам и извлечение имущественной выгоды из ее использования и т. д.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.