Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств 2020

Актуальные вопросы привлечения к административной и уголовной отвественности за бюджетные нарушения

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Статья 285

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.
Примечание.

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Растрата средств осуществляется путем списания всей предоставленной суммы со счета и выдачи ее какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. Какое наказание предусмотрено за нецелевое использование бюджетных средств? За это предусматривается только административная ответственность.

На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определенным правилам.

Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен. Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов: Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и: При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность. Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа: Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определенной деятельности длительностью до трех лет. Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности
При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2020 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

Анализ судебной практики: нецелевое использование бюджетных средств

Согласно заключенному договору результатом оказанных услуг является заключение о соответствии представленной заказчиком на проверку сметной документации государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования. На основании данной формулировки суд пришел к выводу о том, что спорные расходы направлены на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению, значит, они отражаются по коду вида расходов 243.

Если возникла потребность в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств, либо если объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье.

Доводы Управления ФСИН о последующем восстановлении средств, использованных на иные цели, за счет бюджетных средств, по которым эта операция должна быть совершена первоначально, обоснованно отклонены судом как не имеющие правового значения. Обозначенная правовая позиция была подтверждена в Постановлении ВС РФ от 06.04.2016 № 304-АД16-2006
(см. Постановление АС ЗСО от 02.08.2016 № Ф04-3406/2016 по делу № А45-25018/2015). Поскольку данная процедура не соблюдена, имеется факт нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств. В рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является их целенаправленность, поэтому учреждению было вменено нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств (см. Определение ВС РФ от 18.01.2016 № 304-КГ15-17603).

Средства бюджета потрачены неверно

Показатели сметы формируются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Дополнительно отметим: Методические рекомендации по применению КОСГУ приведены в письме Минфина России от 21 июля 2009 г. № 02-05-10/2931. Они сформированы в развитие Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н.

— использование средств на цели, не предусмотренные сметой;
— расходование средств не по тому коду экономической классификации (коду статей КОСГУ), по которому было произведено финансирование (то есть перераспределение средств с одной статьи на другую).— для учреждения — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
— для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб. Нецелевое использование средств — это расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным сметой доходов и расходов (а также утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения). Основание — статья 289 Бюджетного кодекса РФ. Цели выделения бюджетных средств, как правило, определяются кодами бюджетной классификации, указанными в бюджете, бюджетной росписи, уведомлениях о бюджетных ассигнованиях. Напомним, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право преду­смотрено в его учредительных документах.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

4. Что может быть руководителю за нецелевое использование бюджетных средств? По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т. е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.

8.2. Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере считается состоявшимся, если сумма указанных средств превысила 7 млн. 500 тыс. руб. Они имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования. Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции.

В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и.
  1. Дисквалификация на 1-3 года.
  2. Административный штраф. Его размер — 20-50 тыс. руб.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

К сведению. В силу ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного войсковой частью правонарушения, сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем признал его малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
  • денежные документы;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • отчеты, планы, сметы и иные документы;
  • фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств

В зависимости от размера нарушения, нецелевое направление средств может быть административным правонарушением, а может быть и уголовным преступлением.

  • штрафа от 100 до 300 тыс рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от 1 до 2 лет;
  • принудительных работ до 2 лет, с возможностью дополнительного лишения права занимать определенные должности и вести определенную деятельность до 3 лет;
  • ареста до 6 месяцев;
  • лишения свободы до 2 лет с возможностью назначения дополнительного лишения права занимать определенные должности и вести определенную деятельность до 3 лет.

Если вас обвиняют в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств, то важно начать собирать все возможные документы, которые подтвердят необходимость проведенных вами финансовых операций. Нецелевое использование государственных денег возможно только если это нарушение: Если все же являетесь тем лицом, которое можно привлечь к ответственности, но своей вины не признаете, то важно отстаивать эффективность того направления средств, которое вы осуществили. Что в строительстве есть нецелевое использование бюджетных средств? Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается: Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату. Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений. По смыслу ч. 1 ст.

285.1 УК РФ уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств наступает только если сумма средств составила 1, 5 млн. руб. и более ( в крупном размере) с наиболее жестким наказанием в виде лишения свободы до 2 лет и лишением права занимать должности до 3 лет или без такового. Особо крупный размер составляет 7,5 млн. руб. и более и предполагает лишение свободы до 5 лет и лишение права занимать должности до 3 лет или без такового (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Даже с учетом разброса размера уголовного наказания за кражу в виде лишения свободы от 2 месяцев до 10 лет, получается, что с точки зрения законодателя, кража обладает большей общественой опасностью чем нецелевое использование бюджетных средств должностными лицами в особо крупном размере, которое на практике часто означает банальное воровство бюджетных средств.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.