Нормы уголовного права в законах хаммурапи основные группы преступлений

Уголовное право по Законам Хаммурапи

Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Понятие и сущность уголовного права основные виды преступлений? Заведомая непосильность таких штрафов, как например тридцатикратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и прочего, предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, соучастие, покушение и т. д.
Третья группа – это преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (Законы Хаммурапи, п. 129, 133, 143), изнасилование (Законы Хаммурапи, п. 130), похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и другое.

При определении наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства (п. 226-227), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (Законы Хаммурапи, п. 90-95, 108), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (Законы Хаммурапи, п. 53-55), потрава поля скотом (Законы Хаммурапи, п. 57) и пр. Общая черта месопотамского законодательства – его жестокость, что было характерно и для Законов Хаммурапи. В Законах Хаммурапи смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.

В случае неуплаты штрафа виновного казнили.Остановимся на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника. Для рассмотрения уголовного права, мы возьмем первую группу норм, касающаяся убийства и все остальные, где присутствует уголовное правонарушения.

Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. Не могу не отметить, что за одно и то же преступление, авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания.

Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию.

22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения. Источники права стран Древнего Востока. Характеристика «Законов Хаммурапи».

Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало. Уголовное право по законам Хаммурапи основывали свои требования на двух принципах.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи

Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью

К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.

В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия (испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена и показания свидетелей, а также приговор. Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностейПреступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабеж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр. Общая характеристика преступлений против собственности.

Собственность как системообразующая категория преступлений. Виды преступлений против собственности по законодательству Республики Казахстан. Индивидуальные особенности личности преступника. Нормы отрасли уголовного права определяют основы квалификации преступлений? Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми.

Мужчина — авилум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов алиментных обязательств. В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений.

Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Уголовное право Законов Хаммурапи отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство. Была закреплена частная собственность на имущество.

Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы. Базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью — древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Маардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом.

Стремление представить законы исходящими от бога — так пытались придать им большую силу. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Полностью сохранилось 247. Анализ содержания Законов позволяет выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Уголовное право и процес по законам Хамураппи

Законы Хаммурапи являются одним из самых древних источников права. Их составление предположительно относится к XVIII в. до н. э. Содержание законов Хаммурапи представлено обычным правом, типичными решениями судебных дел, указами Хаммурапи и предшествующих ему правителей 1.

Правовая мысль законов Хаммурапи не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, преступление, соучастие, покушение и т. д.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. рассматриваются различные способы членовредительства (повреждение глаза, зуба, кости), оскорбление, клевета, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора, оскорбление словом и действием, ложное обвинение, отдельно отмечается причинение побоев. Субъектом преступления по Законнику Хаммурапи, могли выступать как свободные граждане так и рабы (ст.146,198, 201, 202, 204, 205,196,197, 203,207,209,210, 215, 221, 208, 211,212, 216, 222,282Законов Хаммурапи).

К субъективной стороне относился умысел или не осторожность, не смотря на то что, применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности) В Законах Хамурапи встречаются указания на обе формы вины (ст.200-205,206, 207, 209, 227 Законов Хаммурапи).

Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

При всей апологетичности преамбулы и эпилога ЗХ, возвеличивающих Хаммурапи как «заботливого князя», «пастыря людей», «сокрушившего четыре части света и пр., нельзя не увидеть в отдельных положениях этого правового документа действительного стремления к установлению правопорядка, предотвращению обострения социальных противоречий, угрожающих самому существованию вавилонского общества и государства.

О тесной связи правового статуса авилума с членством в общине свидетельствует ст. 136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не должна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как сводного обладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

Наряду с ярко выраженным неравенством между сво бодными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство: между самими свободными — авилумом («человеком», «потомком человека») и мушкенумом («падающим ниц», обращающимся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, видимо, и определялась тем, что он не был потомком «своих», не имел корней в общине.6.

Процессуальные нормы в Законах Хаммурапи ( § 1-5, 7, 9-13,18, 22, 122, 123, 129, 130): ЗХ стали своеобразным итогом развития предшествующей писаной правовой традиции в Месопотамии, определившей понятийный аппарат, специфическую структуру правовых документов с прологом, перечнем норм (о земледельцах, о рабах, о неравноправии свободных, о браке и отношениях в патриархальных семьях и др.) и эпилогом.

Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи

• понятие «преступление в Судебнике; б) основные составы преступлений, фиксируемые Судебником; в) цели наказания и основные принципы уголовной ответственности, реализованные в Законах Хаммурапи (§196-214,218-220,229-233); г) закрепление социального неравенства населения в уголовно-правовых нормах Судебника.

Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2007.
Т. 1. С. 12-55 (либо иное издание).

История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А.

Крашенинниковой. М., 2004. Т. 1. С. 39-52. а) возбуждение дела в суде, элементы предварительного следствия в Судебнике; б) виды доказательств, принимаемых судом; в) характер судебного процесса и вынесение решения по делу; г) борьба с должностными преступлениями.3. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров.

М., 2011. С. 62-77 9. Значение особенной части уголовного права в квалификации преступлений? Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства (Формирование основ социальной структуры и политической администрации). М.: Наука, Главное издательство восточной литературы, 1983г) разработка понятий «стадии совершения преступлений», «соучастие», «отягчающие и смягчающие обстоятельства». Наказания были дифференцированными и весьма строгими.

Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Действовал принцип талиона, т. е. равновозмездности, «око за око». Возможны наказания без вины. Законы не совершены с точки зрения их неполноты и по своей категоричности, не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Нет общих принципов, системы изложения, хотя известная логика существует.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

🟠 Введите свой вопрос в форму ниже

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector