Превышение должностных полномочий и их отграничение от смежных составов

Содержание

«ППСП – Смирнов (превышение должностных полномочий…?)»

Критерии разграничения злоупотребления должностными полномочиями и смежных составов преступлений

В отношении общей и специальной норм находятся, например, нормы ст. 286 и ст. 299 УК РФ, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 УК РФ является общей нормой, а ст.

299 УК РФ — специальной.

Приведенное судебное решение содержит противоречие, поэтому его нельзя признать правильным. С одной стороны, поведение А. выходит за пределы его служебных полномочий и поэтому не может выступать в качестве действий, за которые получается взятка. С другой, суд приходит к выводу, что А., оказывая помощь в возврате долга, использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности.
В соответствии с Постановлением ВС РФ от 10.02.2000 № 6 совершенные в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, квалифицируются по совокупности с ч. 2 ст.

290 УК РФ (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств). Так, вопросы освобождения от уголовной ответственности и приискания доказательств по уголовным делам находятся в пределах служебных полномочий соответствующих должностных лиц. Но при совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 300 и 303 УК РФ, данные полномочия реализуются незаконно. Именно внутренне незаконное использование должностным лицом своих служебных полномочий при злоупотреблении является причиной наступления общественно опасных последствий. Особое значение имеет разграничение злоупотребления и превышения должностных полномочий.

Непосредственным объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и авторитет отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления. В некоторых случаях эти преступления могут посягать и на другие дополнительные объекты. Например, дополнительным объектом могут выступать законные интересы граждан или организаций (ст. 285, 286 УК); здоровье (ч. 3 ст. 286 УК); жизнь (ч. 2 ст. 293 УК); собственность (ст. 285, 286, 293 УК).

Глава 30 УК РФ включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: Объективная сторона статье 286 УК РФ выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий и наступившими общественно опасными последствиями обязательно должна быть установлена причинная связь.3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Превышение служебных и должностных полномочий по УК РФ статья 286

Вторым в списке доказательств будет ущерб, а вернее его размер. Для подтверждения материальных последствий от действий злоумышленника, достаточно предоставить чеки, квитанции, экспертные оценки или счета о расходах. В случае с ущербом для здоровья подойдут медицинские справки.

Очень важна криминалистическая характеристика при нанесении чиновником вреда здоровью или при факте удержания против воли граждан. В данном случае поиск доказательств будет базироваться на наличии у жертвы следов физического воздействия и, конечно же, на сведениях потерпевшего.

Государство – это единая система, состоящая из множества механизмов. Если все механизмы работают слажено, система развивается. Но если один из механизмов пытается выполнять свою функцию не так, система рушится. Под механизмами подразумевают должностных лиц, которые занимают определенное место в управленческом аппарате. Превышение должностных полномочий – это преступление против государственной власти, ведь последствия этого несут ущерб не только отдельным лицам, но и подрывают авторитет страны.

Наказание за совершенное деяние будет отличаться в зависимости от ущерба и обстоятельств совершения преступления. Если, к примеру, должностное лицо нарушило свои обязанности, осуществив полномочия другого чиновника, но это не повлекло последствий, то уголовного наказания нарушитель не понесет, а будет привлечен к дисциплинарному взысканию.

  • действия, которые относятся к ряду полномочий другого должностного лица, другого коллективного органа или ведомства;
  • деяния, совершенные должностным лицом, которые были возможны только при наличии определенных обстоятельств;
  • использование своих полномочий, которые положены к осуществлению только в крайних случаях, без особой надобности;
  • поведение, недопустимое ни для одного должностного лица (к примеру, причинение насилия гражданке, пришедшей на прием к депутату).

Вопросы отграничения злоупотребления полномочиями от смежных составов преступлений

В юридической литературе высказывается мнение относительно того, что в качестве главного отличия смежных составов преступлений, помещенных в главы 23 и 30 УК РФ, выступают признаки субъекта[6]. Следует согласиться с данной точкой зрения в той части, что признак субъекта имеет одно из важных значений в отграничении указанных составов.

3 См.: Полный курс уголовного права: В 5 т. Т. 3: Преступления в сфере экономики / Под ред.
А. Превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств? И. Коробеева. — СПб., 2008. С. 760.

Субъектами злоупотребления должностными полномочиями согласно примечанию к ст.

285 УК РФ являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме того, при совершении злоупотребления должностными полномочиями возможно неосторожное отношение к последствиям, тогда как преступление, предусмотренное ст. 201 УК РФ, предполагает умысел по отношению как к деянию, так и к последствиям.9 См.: Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Ответственность за преступления против собственности. — М., 1997. С. 135; Уголовное право.

Особенная часть: Учеб. для вузов / Отв. ред. И. Я. Превышение должностных полномочий и их отграничение от смежных составов? Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М., 2001. С. 248.

Объект – общественная отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих, осуществлять свою деятельность строго на основе законодательства. Уголовная ответственность за взяточничество и посредничество во взяточничестве (ст. ст. 290–291.1 УК РФ). Условия освобождения от уголовной ответственности взяткодателя (ст. 291 УК РФ).

Проблемы отграничения злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов преступлений

В отличие от этого, объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ может выполняться только путем действий, так как превысить должностные полномочия путем пассивного поведения (бездействия) по сути, и характеру данного деяния невозможно.

В этом случае должностное лицо не совершало противоправных действий из корыстной или иной личной заинтересованности (ложно понятые интересы службы такой заинтересованностью не признаны), а потому использование им должностных полномочий в отсутствие предусмотренных законом условий их реализации квалифицировано по статье 286 УК как превышение должностных полномочий.

Основной объект преступления по статье 286 УК РФ — общественные отношения в сфере обеспечения нормальной деятельности конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. б) которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель районного представительного органа лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании);Для состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явным, т. е. очевидно выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т. д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

Превышение должностных полномочий — статьи закона, отличие от злоупотребления, доказательство вины

Объективная сторона – совершение субъектом действий, выходящих за рамки должностных полномочий, которые привели к негативным последствиям.

  1. Кто и к кому обращается (в шапке).
  2. Адрес и телефон обращающегося (в шапке).
  3. Обстоятельства дела (когда, где, каким образом было осуществлено преступление).
  4. Все известные сведения о преступнике или преступниках.
  5. К каким последствиям привело преступление.
  6. Какая цель данного документа (что требуется сделать).
  7. Дата и подпись.
  8. Перечень прикрепленных доказательств по делу.
Превышение должностных полномочий – выполнение действий, явно выходящих за рамки должностных обязанностей. Сюда относится: Субъект – сотрудник коммерческой или иной организации, который использует служебное положение для получения личной выгоды. Субъективная сторона – осознание субъектом неправомерности своих действий и последствий, к которым они приведут, что не привело к отказу от преступления.

Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий

Выбранная тема актуальна по двум основным причинам: морально-этической и социально-политической. Преодоление противостояния населения и власти является одной из первостепенных задач современной власти. Борьба с противоправным поведением на местах, которое демонстрируют представители власти, может оказать положительное влияние на восстановление нравственности населения, тем самым вырабатывая нетерпимость к противоправному поведению не только у служащих.

В сегодняшнем виде нормы по борьбе со служебными преступлениями представляют собой только основу для борьбы с нарушениями служащих.

Если ее правильно и эффективно применять на практике — это послужит залогом успеха в борьбе со служебными преступлениями [3]. Перечисленные причины делают данную работу актуальной для прокурорско-следственной, адвокатской и судебной деятельности.

Обязательное условие для обоснованного привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и назначения им справедливого наказания — верная их квалификация. Также это необходимо для предупреждения совершения новых преступлений. В статье 286 УК РФ предусмотрено наличие корыстной или иной личной заинтересованности, которая придает употреблению должностных полномочий свойство злоупотребления.

Первостепенной задачей следователя является выявление личностного характера мотива правонарушения. Связь между действиями служащего и его обязанностями, а также наличие связи между виновным и потерпевшим лицом, права которого существенно нарушены, является главным отличием при квалификации статьи 286 УК РФ от статьи 285 УК РФ. В 1892 году Н. И. Коркунов отметил, что неправомерное поведение частных лиц наносит меньший урон авторитету закона и прочности юридического порядка, в отличие от правонарушений должностных лиц. Используя властные полномочия, должностные лица с легкостью могут препятствовать защите интересов государства, лишая частных лиц защиты их законных прав и интересов [5].

Превышение должностных полномочий

  • преступное действие, которое превышает правомочия;
  • преступное бездействие, совершение которого преследует цели, которые должностное (служебное) лицо не имело прав перед собой ставить.

Ментовской беспредел превышение должностных полномочий

В отличие от ст. 285 УК РФ, исходя из положений ст. 286 УК для квалификации деяния как избыток правомочий мотив преступления значения не имеет.

Преступление (ст. 286 УК) по своему составу близко такому деянию, как злоупотребление должностными полномочиями, за которое несут ответственность, согласно ст.

285 УК РФ. Деяния схожи в том, что в обеих ситуациях служебное положение применяется незаконно. Однако в них есть и существенное отличие. Квалификация преступлений в уголовном праве – уголовно-правовая оценка определенного общественно опасного деяния.

Квалифицирующие признаки – это отягчающие обстоятельства, которые предусмотрены в Особенной части УК РФ в качестве признаков состава преступления.

  • госорганов;
  • органов местной власти;
  • Вооруженных сил России;
  • государственных и муниципальных учреждений.

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных полномочий и разграничений со смежными преступлениями

Е. А. Афанасьев — студент 2 курса факультета правоведения Северо-Западного института Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА)

С субъективной стороны превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) характеризуется умышленной виной.
Субъект преступления — должностное лицо.

Следовательно, необходимой предпосылкой ответственности является установление той нормы уголовного права, которая содержит состав преступления, охватывающий признаки совершенного деяния. Эта задача решается посредством квалификации деяния [1]. Понятие похищения человека и его отграничение от смежных составов? При отграничении преступлений, предусмотренных в ст. 285 и 286 УК РФ, следует исходить из закрепленного в Кодексе механизма причинения должностным лицом вреда интересам власти и службы [4].

Его осмысление позволяет констатировать, что различия кроются в направлении эксплуатации должностным лицом своего особого статуса. При совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, виновный использует один из видов должностных полномочий, а при превышении — служебное положение [5].

Иные признаки, относящиеся к объективной стороне превышения должностных полномочий (факт существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; наличие причинной связи между действиями должностного лица и наступившими последствиями), совпадают с аналогичными признаками, характеризующими злоупотребление должностными полномочиями [3].

Вопросы отграничения халатности от сходных составов преступлений

Должностная халатность конкурирует с несколькими группами преступ­лений: а) должностными (ст. 285, ст. 286, ч. 2 ст. 292 1 УК РФ); б) неосторож­ными деяниями, связанными с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей (ч.

В 2010 г. в УК РФ появилась новая норма — ст. 286 1, устанавливающая уголовную ответственность за неисполнение сотрудником органа внутренних

Объективная сторона превышения должностных полномочий выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (ст. 286 УК РФ). В уголовно-правовой доктрине существует дис­куссия относительно того, возможно ли совершать рассматриваемое деяние пу­тем бездействия?К числу специальных видов халатности следует отнести деяние, преду­смотренное ч. 2 ст. 292 1 УК РФ.

Объективная сторона этого состава преступ­ления выражается в совершении преступного действия — незаконной выдачи паспорта. Таким образом, деяние имеет свойственную халатности форму не­надлежащего исполнения соответствующих обязанностей. Кроме того, специ­фическим признаком этого деяния является предмет преступления — паспорт гражданина РФ.

Вместе с тем круг субъектов этого состава шире, поскольку помимо должностного лица в него включены государственные служащие. В рамках рассмотрения вопроса об отграничении халатности от смежных составов преступлений интерес представляет ст. 292 УК РФ. В ней криминали­зован служебный подлог, который выражается во внесении в официальные до­кументы заведомо ложных сведений, а равно внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Служебный подлог совершается исключительно путем действия. Обязательным условием привле­чения к уголовной ответственности является корыстная или иная личная заин­тересованность субъекта преступления.

Превышение должностных полномочий — наказание по ст

Должностные лица наделены определенными обязанностями, выполнение которых не должно нарушать права других людей и организаций. Нередко на практике вышестоящее руководство, пользуясь своим положением, наносит вред третьим лицам. Такие действия являются преступными, и за них предусмотрена ответственность по УК.

Субъект – специальный, то есть к ответственности может быть привлечено лицо, наделенное определенными полномочиями.

Соответственно, возраст наступления ответственности будет зависеть от должностного регламента. Так, если определенную должность может занимать лицо, достигшее 21 года, то ранее этого возраста ответственность не может наступить, так как человек не может приступить к обязанностям, а, следовательно, их превысить.

Поэтому превышение полномочий подробно анализируется специальной комиссией, так как в случае установления состава преступления предусмотрена уголовная ответственность.

  • Деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность.
  • Действия, совершенные главой местного самоуправления.
  • Нанесение вреда здоровью любой тяжести вследствие применения насилия.
  • Незаконное лишение свободы с применением специальных средств. Под такими средствами понимаются резиновые палки, дубинки, наручники и т. д.
  • Применение угроз с демонстрацией оружия.
  • Нанесение материального ущерба.
  • Наступление смерти или причинение тяжкого вреда здоровью.

Превышение служебных полномочий характеризуется умышленной формой вины. Умысел делится на прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умыслом лицо осознает характер своих противоправных действий, предвидит опасные последствия и желает их наступления.

При косвенном умысле виновный предвидит результат своих действий, но относится к нему безразлично. Мотивы не имеют значения для квалификации преступного деяния.

Отграничение взяточничества от злоупотребления должностными полномочиями (ст

корыстная цель при получении взятки — обязательный признак, при должностном злоупотреблении — альтернативный;

В практическом плане отграничения взятки от злоупотребления должностными полномочиями представляет определенную сложность, так как признаки составов этих преступлений в значительной мере совпадают. Для обоих преступлений характерно: посягательство на один и тот же объект; совершение их с субъективной стороны только с прямым умыслом; единый субъект преступления — должностное лицо. Однако в признаках состава есть и некоторые различия:

Основные же различия этих преступлений в практическом плане состоят в следующем. Зачастую получение взятки связано со злоупотреблением должностными полномочиями, которое представляет собой использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, когда деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Так, например, в случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. ст.

285 и 286 УК, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти Краснопеева Е. Предмет взятки и квалификация содеянного.//»Законность» N№ 8, 2001 г..

Какое наказание назначают за превышение должностных полномочий

Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесенного материальным объектам, ущерба.

Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:

  1. Государственных органов;
  2. Органов местного самоуправления;
  3. Государственных и муниципальных учреждений;
  4. Вооруженных сил РФ.

От масштаба нанесенного ущерба будет, в определенной степени зависеть квалификация преступления. Если следователь незаконно удерживает гражданина на основании собственных подозрений – он превышает свои полномочия, так как в данном случае подменяет функцию судьи, который имеет исключительное право на вынесение приговора о лишении свободы. Вопрос квалификации преступлений является одним из самых острых вопросов уголовного правоприменения. В особенности это касается проблемы конкуренции уголовно-правовых норм и отграничение одних составов преступлений от смежных составов преступлений (ч.3 ст. 17 УК РФ), а также от правомерных действий, которые формально содержат признаки преступления (ч.2 ст. 14 УК РФ). Другая сложность ст. 286 УК РФ состоят в описании объекта состава преступления. Из названия Раздела Х и Главы 30 понятно, что родовым объектом является посягательство на государственную власть и интересы службы.

И с эти вроде все понятно.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.