Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений

Статья 288

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица


В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (статья 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям).

В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела. Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т. п.

Присвоение полномочий должностного лица

Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В последнем случае содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст.288 и 327 УК РФ).

С субъективной стороны присвоение полномочий должностного лица — умышленное преступление. Лицо осознает, что присваивает полномочия должностного лица неправомерно и неправомерно совершает в связи с этим общественно опасные действия, предвидит возможность или неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций вследствие совершения присвоенных им полномочий и желает или сознательно допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Объективную сторону преступления составляют: а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно — опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями. Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: «СПАРК», 1998. Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь. Данный состав сформулирован как материальный.

Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правустанавливающих документов и т. д.

Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.1.

Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Несмотря на существенность причиняемых последствий, закон рассматривает присвоение полномочий должностного лица как преступление небольшой тяжести.

Субъект специальный – должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Под иностранным должностным лицом пониматся любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства.

Под должгостным лцом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.Объективная сторона получения взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Ответственность за присвоение полномочий должностного лица

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

С объективной стороныпреступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями. Рассматриваемое преступление, так же как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления),4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Статья 288 УК РФ Присвоение полномочий должностного лица

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, – это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам. Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, – наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.7. Субъект преступления специальный – государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. п. 15 комментария к ст. 285 УК). Если же полномочия должностного лица присваиваются другим должностным лицом, действия последнего квалифицируются по ст. 286 УК.

Если звание и власть должностного лица присваиваются так называемым общим субъектом и в связи с этим причиняется вред правоохраняемым интересам, содеянное следует квалифицировать как преступление против личности, собственности и т. п.

Характеристика преступления и ответственность за присвоение полномочий должностного лица

  1. Действие совершается с присвоением полномочий или служебного положения.
  2. Суть деяния входит в печень возможностей служащего, чьи полномочия были использованы.
  3. Лицо, присвоившее себе полномочия должностного лица, причинило своими действиями вред.

Ущерб может расцениваться и не как материальный. Например, если преступник, реализовав присвоенные полномочия, причинил существенный вред интересам субъектам взаимоотношений в сфере реализации гос. власти.

Деяниям с использованием должностных полномочий посвящен блок статей в УК РФ.

Определение преступного присвоения служебных возможностей дано в ст. 288 УК РФ: Воздействие влиятельного чиновника нередко используется в корыстных или личных целях. Однако если за применение авторитета влиятельной особы в диалоге значительного наказания нет, то за присвоение полномочий должностного лица в России установлена уголовная ответственность. В обязанности следствия вменяется доказывание причинно-следственной связи между тремя аспектами преступления.

В период становления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уголовного кодекса как такового не существовало, однако 12 декабря 1919 г. было принято постановление Наркомюста РСФСР о Руководящих началах по уголовному праву, в которых закреплялись положения только Общей части уголовного права[9]. Особенная часть не была кодифицирована.

Можно предположить, что одной из причин редкого применения ст. 288 УК РФ является ограничение круга субъектов состава государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не имеющими статуса должностного лица. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений? Возможно, для того чтобы данная статья стала «работающей», необходимо учесть исторический опыт законодательной регламентации признаков состава присвоения власти и рассмотреть вопрос об отказе от специального субъекта названного преступления.

Для исследования обозначенных проблем необходимо рассмотреть уголовное законодательство о присвоении полномочий должностного лица в историческом аспекте. По данным официальной статистики, количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьей 288 УК РФ, за весь период действия УК РФ остается в целом низким. Это вызывает вопросы о социальной обусловленности уголовно-правового запрета присвоения полномочий должностного лица, а также о признаках состава данного преступления. В ст. 152 Уголовного уложения 1903 г. содержался второй состав преступления, связанного с присвоением власти: «Виновный в самовольном исполнении обязанностей, возложенных по закону на правительственных раввинов или их помощников, наказывается заключением в тюрьме»[8].

Объективная сторона данного преступления заключалась в самовольном фактическом выполнении функций служащего особого рода — представителя религиозной общины. В обязанности следствия вменяется доказывание причинно-следственной связи между тремя аспектами преступления:

гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРИСВОЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Исходя из положений действующих постановлений Пленума ВС РФ организационно-распорядительные функции сводятся к осуществлению лицом таких обязанностей, которые предоставляют возможность влиять на правовой статус подчиненных, а административно-хозяйственные функции — обязанностей, которые позволяют управлять и распоряжаться материальной базой государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или

Поэтому во всех случаях преступление против них нарушает интересы, как самих акционеров, так и других граждан, а тем самым интересы общества и государства».

Меня хотят посадить за критику Читы


Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой.

М.: Зерцало, 1998. С.195.

Подводя итог анализу положений Постановления от 16 октября 2009 г., следует отметить, что его роль и значение преимущественно технические — осуществление замены терминологии (названий составов, учреждений, организаций), имевшей место в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 и устаревшей в связи с изменением социальных условий и принятием нового УК РФ. В данном случае уточняются виды прав граждан, которые могут быть нарушены, однако основанием при оценке существенности вреда остается, как и в более раннем постановлении, тот же перечень обстоятельств: степень отрицательного влияния противоправного поведения на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п. Ущерб терпит новый вид собственности — собственность юридического лица или предприятия без создания юридического лица.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Государственные служащие бывают двух видов: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта РФ. В соответствии со ст.

10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Статья 309

Объектомрассматриваемого преступления является нор­мальная, правильная деятельность отдельных звеньев государ­ственного аппарата.

Субъектомрассматриваемого преступления может быть го­сударственный служащий, не являющийся должностным лицом. Если такие действия совершаются иными лицами, не являющи­мися государственными служащими, то они не могут нести от­ветственность по этой статье, но, в зависимости от обстоятельств дела, их действия могут быть квалифицированы по другим ста­тьям УК, например, нарушение неприкосновенности жилища (ст. 145 УКРК); причинение вреда здоровью (ст. ст. 103-105 УК РК); вымогательство (ст. 181 УК РК) или мошенничество (ст 177 УКРК) и т. п.

На наш взгляд, вполне обоснованно осуждена по ст. 309 УКРК курьер Октябрьского района г. Караганды К. К. представилась ма­тери обвиняемого П. следователем СО Октябрьского РОВД С, ко­торая в это время находилась на больничном За признание П. за­щитником по делу и за выдачу разрешения на свидание с аресто­ванным П. К. потребовала передачу ей денег в размере 10 тысяч тенге 1. Объективная сторонапреступления, предусмотренного ст.

309 УК РК, складывается из следующих двух признаков: Присвоение полномочий должностного лица означает, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и осуществляет его полномочия.

Статья 288 УК РФ

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т. д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

Между действиями виновного, совершенными в связи с присвоением полномочий должностного лица, и последствиями должна быть установлена причинная связь. Если государственный или муниципальный служащий, присвоивший функции должностного лица, совершает с их использованием другое преступление, то все содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 288 и статьи, предусматривающей УО за совершенное преступление. Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -3.1.

Преступление окончено (составом) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений

• «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации», статья 287;

При этом для квалификации деяния решающее значение имеет не наименование должности или учреждения, а характер обязанностей, выполняемых лицом по службе.

Согласно ст. 10 закона РФ № 61 -ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации — это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации (ст. 11) состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. В главе 30 действующего Уголовного кодекса сформу-лированы все общие составы должностных преступлений: Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно перечисленные ранее функции, субъектами должностных преступлений в соответствии с законом могут быть также лица, которые выполняют указанные функции в порядке возложения на них правомочными на то государственными или муниципальными органами либо должностными лицами специальных полномочий (правомочных). Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности.

Присвоение полномочий должностного лица (ст

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т. е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 2) образует дача взятки: а) должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Квалификация по этому признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем о том, что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия);

Подлог документов, которые исходят от коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, квалифицируется по ст. 327 УК. С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление. Взятка должна быть вручена только должностному лицу.

По этому признаку дача взятки отличается от преступлений, предусмотренных ст. 184 и 204 УК. Взятка передается лично либо через посредника.

Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки. При этом не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) награждение за пособничество или нет. 13.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).16. При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:


Читайте другие статьи на сайте:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.