Прокурорский и административный надзор в сфере государственного управления

Административное право. Лекция 6. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти

Прокурор имеет право выносить предписания о немедленном устранении нарушений закона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. Прокурорский надзор в сфере исполнительной власти административное право? Надзор за законностью актов и действий Совета Министров Республики Беларусь прокуратура не осуществляет.

Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь. — ограничение движения транспорта при авариях, овалах, обрывах линий электропередач;Заявление о признании правового акта противоречащим закону – это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Административный контроль и надзор в сфере государственного управления

Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор, он делится на прокурорский надзор и административный надзор.
органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах; органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов;2. органы административного надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;Ведомственный контроль, как правило, принимает формы проверок или ревизий.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов исполнительной власти, организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;- вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Надзор в сфере государственного управления

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации (с изм. от 30.12.2001г.) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

§ надзор за исполнение законов ФОИВ (федеральными службами), представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

§ уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;§ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;Административный надзор — это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзорная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной подчиненности.

Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Контроль и надзор — два универсальных средства обеспечения законности в государ­ственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и при­нудительных мер административного воздействия.

— требовать от руководителей и должностных лиц представ­ления документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения вопросов; проведения проверок по поступившим данным

В случае установления факта нарушения закона государственными органами и долж­ностными лицами прокурор (его заместитель) располагает 3 средствами реагирования: Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. органов государственной власти. Она Система специализированных федеральных

Прокурорский и административный надзор, их соотношение с государственным контролем

В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмотрено ч. 3 ст. 24 Закона, информирует об этом Президента. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с законом.

Наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

Деятельность органов административного надзора направлено на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, не зависимо от ведомственных границ. Цель — обеспечить граждан, общество, государство, а также надлежащее качество продукции и услуг. И так мы видим, что правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой.

В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления. Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.

Прокурорский и административный надзор

Если правовой акт противоречит закону, то прокурором или его заместителем должен быть принесен протест органу или должностному лицу, издавшему данный акт, либо прокурор должен обратиться в суд для рассмотрения протеста в установленном законом порядке.

  • за тем, исполняют ли законы федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ, органы военного управления, органы контроля и соответствуют ли правовые акты, которые издаются данными органами, федеральному законодательству;
  • соблюдают ли вышеуказанные органы, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций права и свободы граждан;
  • соблюдают ли законы органы и учреждения по исполнению наказаний и содержанию задержанных и заключенных.

Административный надзор

Административный надзор осуществляется благодаря определенным методам.

  • государственного санитарно-эпидемического надзора;
  • противопожарного надзора;
  • надзора за обеспечением безопасности авиации;
  • надзора за безопасностью дорожного движения;
  • государственного геодезического надзора;
  • административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы.
Прокурором должно быть вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое должно быть безотлагательно рассмотрено органом или должностными лицами, полномочными устранять данные нарушения.

Прокурорский и административный надзор в сфере государственного управления

цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов; Суд не пользуется и правом отмены или приостановления актов органов государственного управления. Однако суд стоит на страже законности в государственном управлении. В строго определенных случаях, специально предусмотренных законом, суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями. В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский

реализуется посредством применения мер административных наказаний;

Ø ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

ü принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);Ø правил пожарной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4);Ø индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

Прокурорский надзор в управлении

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Что такое административный надзор и какая ответственность в рф? Если протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При этом в исключительных случаях прокурором может быть установлен сокращенный срок.

О результатах рассмотрения протеста (а при рассмотрении протеста коллегиальным органом и о дне рассмотрения) прокурору незамедлительно сообщается в письменной форме. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Основными формами реагирования прокурора на нарушения законности при осуществлении возложенных на него функций являются протест, представление, постановление и предостережение.

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными исходя из содержания и характера имеющейся у прокурора информации.

Прокуратура профессионально подходит к надзору за соответствием законам актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.

Предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Представление прокурора готовится на основании материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений. (срок 1 месяц). Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок.

При надзоре в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; Тема 30. Организация государственного управления в сфере юстиции в РоссийскойСтатья 93.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования 1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые Таким образом, специальный административный надзор имеет строго целевое назначение и применяется лишь с учетом конкретных обстоятельств и личности поднадзорного. Уполномоченные на то работники милиции должны систематически контролировать поведение поднадзорных и предупреждать нарушение с их стороны общественного порядка, общественной безопасности, а также прав и законных интересов граждан. Понятие и виды надзора в российской федерации административный надзор? В случае же нарушения поднадзорными правил административного надзора, они привлекаются к уголовной либо административной ответственности (ст. 187 КУАП). Для реализации этих функций органами прокуратуры предоставлено право: беспрепятственно входить в государственные и общественные учреждения, предприятия и организации, требовать от них необходимые документы и сведения; при наличии данных о нарушениях законности тре-


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.