Органы государственного управления, осуществляющие административный надзор
В соответствии со ст.462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.
Деление государственного контроля на виды позволяет «глубже изучить контроль как общественное явление, а также лучше организовать реализацию данной функции в общей системе управления [9, с. 156]. Государственный контроль в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на: президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, судебный контроль, контроль специализированных органов (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, прокуратура).
Контроль органов исполнительной власти
В производстве по делам об административных правонарушениях все органы надзора руководствуются положениями, установленными КоАП РСФСР. Многие центральные органы надзорных систем издали ведомственные инструкции, положения, постановления, которые детализируют, уточняют нормы Кодекса.
— об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
Большинство субъектов административного надзора вправе давать обязательные предписания, в которых содержатся перечни недостатков, сроки их устранения и предостережения о неблагоприятных последствиях неисполнения требований. А за совершение санитарных правонарушений к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.— производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;
Административный надзор
• он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);
— возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности. Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Что такое административный контроль и надзор и кто их осуществляет? Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Система органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор
Еще одним видом государственных органов исполнительной власти являются государственные инспекции, включенные в структуру федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Вместе с тем следует отметить, что данным Указом допускается наделение функциями по контролю и надзору и других государственных органов, например, федеральных министерств и федеральных агентств, однако это является исключением, нежели правилом.
Второй уровень: Специализированные государственные инспекции, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти. К их основным обязанностям относится реализация контрольно-надзорных полномочий (например, ГИБДД МВД РФ). Необходимо также отметить, что многие федеральные службы не являются исключительно органами административного надзора, к основной их деятельности относится осуществление функций по контролю (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная налоговая служба и др.).
Вопрос – 150 Административный надзор: понятие, организация и система
государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.
систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении: 1 ) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил; 2 ) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных
Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений. правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); 3) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден. 1. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А.
Тихомиров. М., 2008.13. Rokhlin V.I. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ : istoriya, razvitiye, ponyatiye, sootnosheniye. SPb., 2003.
В завершение можно отметить, что среди органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), важное место занимают органы внутренних дел. Наиболее важными направлениями контрольно-надзорной деятельности ОВД являются: — контроль за соблюдением установленных правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Однако федеральные службы в принципе не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.
Но оно возможно в случаях, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор: — производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей. Для конкретизации теоретических положений целесообразно проиллюстрировать их данными об одном из наиболее известных надзоров — санитарно-эпидемиологическом. Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти? Он действует на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона РФ от 2 июня 1993 г.1 Специальная методологическая база, которой пользуются органы исполнительной власти, во многом помогает осуществлять административный надзор в той или иной сфере государственного регулирования.
M., 2008.
Административный надзор органов исполнительной власти
С целью уменьшения критерий уменьшения муниципального и федерального вмешательства в активность конкретных организаций, в жизнь людей, в процессы перехода к правовому государству, роль наблюдения заметным образом возрастает при помощи сужения размеров контролирования.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации,
- Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
- Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации,
- Федеральный горный и промышленный надзор России,
- Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности,
- Государственная налоговая служба Российской Федерации,
- Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Важно сказать и о том, что на сегодняшний день существует довольно большое количество государственных структур, которые занимаются процессами административного надзора. Как правило, среди них имеются и специализированные ведомства, следующего характера: Основными задачами, которые отвечают за административное наблюдение состоят из следующих позиций: Главную роль в достижении целей, установленных пред субъектами государственной исполнительной власти, играет контроль за процессами соблюдения правовых общепризнанных мерок, т. е. государственный надзор.
Административное право России
Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, по и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений. Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству.
Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий. в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы. возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Положением о нем* надзирает за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами законодательства в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Согласно Указу Президента от 21 января 1997 г.*, органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный горный и промышленный надзор России, министерства здравоохранения и внутренних дел.
3. Кто осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия? Разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный комитет по печати, Государственный комитет по стандартизации и метрологии, службы охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков МВД, ревизорские службы транспортных ведомств и многие другие Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2011. С. 73.. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет.
Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов, правительственных постановлений, ведомственных актов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Среди них Таможенный, Налоговый, Градостроительный, Воздушный, Водный, Земельный кодексы, КоАП РСФСР, утвержденные Президентом положения о санитарно-эпидемиологическом, горно-техническом надзорах, государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
Читайте другие статьи на сайте:
- Как правильно составить заявление в прокуратуру на сбербанк
- Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии
- Ходатайство суд прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием
- Допрос свидетеля по делам о незаконном обороте наркотических средств
- Жалоба прокурору на постановление о приостановлении уголовного дела
Содержание
- 1 Органы государственного управления, осуществляющие административный надзор
- 2 Контроль органов исполнительной власти
- 3 Административный надзор
- 4 Система органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор
- 5 Вопрос – 150 Административный надзор: понятие, организация и система
- 6 Административный надзор органов исполнительной власти
- 7 Административное право России