Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти

Органы государственного управления, осуществляющие административный надзор

В соответствии со ст.462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.464 ТК при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.
) государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения;Раскрытию сущности государственного контроля способствует рассмотрение различных видов его проявления.

Деление государственного контроля на виды позволяет «глубже изучить контроль как общественное явление, а также лучше организовать реализацию данной функции в общей системе управления [9, с. 156]. Государственный контроль в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на: президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, судебный контроль, контроль специализированных органов (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, прокуратура).

Контроль органов исполнительной власти

В производстве по делам об административных правонарушениях все органы надзора руководствуются положениями, установленными КоАП РСФСР. Многие центральные органы надзорных систем издали ведомственные инструкции, положения, постановления, которые детализируют, уточняют нормы Кодекса.

— об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

Большинство субъектов административного надзора вправе давать обязательные предписания, в которых содержатся перечни недостатков, сроки их устранения и предостережения о неблагоприятных последствиях неисполнения требований. А за совершение санитарных правонарушений к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.— производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;

Административный надзор

• он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);

— возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности. Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Что такое административный контроль и надзор и кто их осуществляет? Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Система органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор

Еще одним видом государственных органов исполнительной власти являются государственные инспекции, включенные в структуру федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Вместе с тем следует отметить, что данным Указом допускается наделение функциями по контролю и надзору и других государственных органов, например, федеральных министерств и федеральных агентств, однако это является исключением, нежели правилом.

Второй уровень: Специализированные государственные инспекции, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти. К их основным обязанностям относится реализация контрольно-надзорных полномочий (например, ГИБДД МВД РФ). Необходимо также отметить, что многие федеральные службы не являются исключительно органами административного надзора, к основной их деятельности относится осуществление функций по контролю (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная налоговая служба и др.).

Следовательно, выполнение функций по контролю либо надзору, а равно совмещение данных функций, зависит от правового статуса федерального органа исполнительной власти и установленных административных регламентов осуществления той или иной функции. Таким образом, систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор в современной России, можно представить следующим образом.

Вопрос – 150 Административный надзор: понятие, организация и система

государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении: 1 ) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил; 2 ) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений. правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); 3) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден. 1. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А.

Тихомиров. М., 2008.13. Rokhlin V.I. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ : istoriya, razvitiye, ponyatiye, sootnosheniye. SPb., 2003.

В завершение можно отметить, что среди органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), важное место занимают органы внутренних дел. Наиболее важными направлениями контрольно-надзорной деятельности ОВД являются: — контроль за соблюдением установленных правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Однако федеральные службы в принципе не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

Но оно возможно в случаях, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор: — производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей. Для конкретизации теоретических положений целесообразно проиллюстрировать их данными об одном из наиболее известных надзоров — санитарно-эпидемиологическом. Кто осуществляет административный надзор за органами исполнительной власти? Он действует на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона РФ от 2 июня 1993 г.1 Специальная методологическая база, которой пользуются органы исполнительной власти, во многом помогает осуществлять административный надзор в той или иной сфере государственного регулирования.

Можно выделить пять основных методов административного надзора: Чтобы установить подобный надзор, должны быть специальные условия, в противном случае можно говорить о незаконной деятельности органов исполнительной власти, по сути, ограничении конституционных свобод гражданина, который уже получил наказание за свои деяния. — входящие в состав федеральных органов исполнительной власти государственные инспекции и иные подразделения;1. Administrativnoye pravo i protsess: polnyy kurs / YU.A. Tikhomirov.

M., 2008.

Административный надзор органов исполнительной власти

С целью уменьшения критерий уменьшения муниципального и федерального вмешательства в активность конкретных организаций, в жизнь людей, в процессы перехода к правовому государству, роль наблюдения заметным образом возрастает при помощи сужения размеров контролирования.

  • Государственный таможенный комитет Российской Федерации,
  • Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
  • Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации,
  • Федеральный горный и промышленный надзор России,
  • Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности,
  • Государственная налоговая служба Российской Федерации,
  • Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Важно сказать и о том, что на сегодняшний день существует довольно большое количество государственных структур, которые занимаются процессами административного надзора. Как правило, среди них имеются и специализированные ведомства, следующего характера: Основными задачами, которые отвечают за административное наблюдение состоят из следующих позиций: Главную роль в достижении целей, установленных пред субъектами государственной исполнительной власти, играет контроль за процессами соблюдения правовых общепризнанных мерок, т. е. государственный надзор.

Административное право России

Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, по и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений. Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству.

Однако федеральные службы в принципе не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование. Но оно возможно в случаях, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вторую группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения.

Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий. в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы. возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной без­опасности в соответствии с Положением о нем* надзирает за соблюде­нием федеральными органами исполнительной власти, предприятия­ми, организациями и гражданами законодательства в части обеспече­ния ядерной и радиационной безопасности при производстве, обраще­нии и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоак­тивных веществ и изделий на их основе. Согласно Указу Президента от 21 января 1997 г.*, органами государ­ственного регулирования ядерной, радиационной, технической и по­жарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопаснос­ти, Федеральный горный и промышленный надзор России, министер­ства здравоохранения и внутренних дел.

3. Кто осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия? Разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный комитет по печати, Государственный комитет по стандартизации и метрологии, службы охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков МВД, ревизорские службы транспортных ведомств и многие другие Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2011. С. 73.. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет.

Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов, правительственных постановлений, ведомственных актов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Среди них Таможенный, Налоговый, Градостроительный, Воздушный, Водный, Земельный кодексы, КоАП РСФСР, утвержденные Президентом положения о санитарно-эпидемиологическом, горно-техническом надзорах, государственной инспекции по безопасности дорожного движения.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.