Технологии социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях

• стадия предупреждения — основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений;Следующая социальная технология, которую можно отнести к универсальным, социальная адаптация — процесс взаимодействия субъекта с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получением осужденными, не имеющими никакой специальности, начального профессионального образования или профессиональной подготовки. В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно, в российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом.

Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения. Консультативные технологии.

\


Консультативные службы имеются в каждой тюрьме и каждой колонии для малолетних правонарушителей. Они осуществляют.

  • помощь в оценке проблемы;
  • разъяснение последствий и различных альтернатив решения;
  • сообщение в доступной форме о новой информации или способах ее получения;
  • обучение приемам, необходимым заключенным для пребывания в тюрьме и по освобождении;
  • содействие в защите прав заключенного.

Социальное консультирование – предоставление специалистом социально-правовой и социально-психологической информации, помогающей клиентам социальной службы налаживаать связи с социальной средой. Безработные – трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости и готовые приступить к работе, имеющие право на гарантированную государственную помощь в виде пособия. Таким образом, проблема реабилитации бывших заключенных имеет очень большое значение для нашего общества, так как уголовно-исполнительная система призвана защищать граждан, а вместо этого она ожесточает тех, кто попадает в исправительные заведения, и в результате примерно 70 % из них опять совершают преступления. Необходимо изменить ту ситуацию, которая существует сейчас, а именно, когда люди выходят из тюрем и часто оказываются никому не нужны.– помощь в решении проблем с жильем — исковые заявления в суд, поиск жилья и т. п. (часто некоммерческие общественные организации (НКО) начинают помогать в этом вопросе еще за 3–6 месяцев до освобождения);

Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КAФEДPA СОЦИОЛОГИИ И COЦИAЛЬНOЙ PAБOТЫ Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях Выпускная квалификационная работа студентки IV курса направления подготовки Братухиной Яны Александровны (подпись) 2016 г. Научный руководитель: к. пед. н., доцент Кулаковская О. Ю. (подпись) 2016 г. Технологии социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях? Рецензент: (подпись) 2016 г. Допустить к защите и. о. заведующего кафедрой к. и. н., Анищенко В. С. (подпись) 2016г. 2016

83 83 по профессии (специальности) 2. Предложено обучение (переобучение) по профессии ГУ «Центр занятости населения Дата Специалист Отрывной талон Направление получил ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ (ФИО) Дата Подпись гражданина Учреждение исполнения наказания ФКУ ЛИУ-4 Сегежский р-он, п. Верхний Специалист по социальной работе с осужденными

78 78 Приложение 2 Вопросы экспертного интервью 1. В какой должности Вы работаете? 2. Как долго Вы работаете в этой должности? 3.

Межобластной туберкулезной больнице №3 МСЧ-66 при ЛИУ-23 п. Сосьва


Какие виды помощи Вы оказываете осужденным?

4. Какие из технологий социальной работы Вы используете? 6. Нужна ли Вам дополнительная информация о теории и практике реализации социальных технологий? 7. Какие трудности и проблемы возникают у Вас при осуществлении работы с осужденными?85 85 Приложение 7 Возраст осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ 4 (Рис. 1) до от 60 Семейное положение респондентов (Рис. 2) 4 да нет 20 Поддержание семейных связей с семьей респондентов (Рис. 3) 2 Поддерживают Не поддерживают 2287 87 Состояние здоровья опрошенных (Рис.7) Здоровы Имеют хронические заболевания 2 Имеют инвалидность Информированность осужденных о социальных правах и гарантиях гражданина Российской Федерации (Рис. 8) 2 Достаточно информированны 14 8 Недостаточно информированны Не владеют информацией Врачи, в свою очередь, готовят сведения в раздел «Соматический статус», где дается определение группы здоровья, типа физического развития, неврологического статуса, хронических заболеваний, пороков развития. В отдельных случаях указывается необходимость проведения комиссии по установлению инвалидности. В ходе проведения вышеизложенного обследования устанавливаются ориентиры для социальной адаптации. Социальная работа предусматривает индивидуальный подход к человеку, а это требует наличия не только умения и знаний, но и. волевого и эмоционального напряжения. Сотруднику колонии не всегда просто объяснить, почему надо разбираться в социальном, самочувствии преступника, в то время как условия жизни самого сотрудника далеки от желаемых.

Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными и осужденными женщинами.– исправительно-трудовые колонии (ИТК) – основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т. е. самого жесткого режима) и женские (общего и строгого режима);

Социально-педагогические технологии работы с осужденными в исправительном учреждении

Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений. На протяжении веков и тысячелетий самым распространенным реагированием со стороны государства на преступность являлась смертная казнь. Гуманизация общественных отношений породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы.

Это обусловливает социально-педагогический характер воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Особенностью этой работы является то, что она осуществляется коллективным субъектом – всеми сотрудниками исправительного учреждения, как непосредственно занимающиеся воспитательной работой, так и осуществляющими другие функции, обеспечивающие жизнедеятельность учреждения.

Очевидно, что цель исправления является доминирующей по отношению к предупреждению совершения новых преступлений, так как при достижении цели исправления осужденных одновременно достигается и цель предотвращения совершения ими новых преступлений. Под «иными лицами следует понимать тех, кто не совершал преступлений и не осуждался, но сам факт наличия и применения уголовных наказаний является для них сдерживающим, т. е. не позволяет совершать преступления. Тема: «Социально-педагогические технологии работы с осужденными в исправительном учреждении » Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), вступивший в действие с 1 июля 1997 г., провозгласил целями уголовно-исполнительного законодательства исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Технология ресоциализации молодежи, освобождающейся из исправительного учреждения

Таким образом, цель ресоциализации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения, состоит в том, чтобы проведением комплекса определенных последовательных научно обоснованных мероприятий создать условия для стремления освободившихся из мест лишения свободы людей вести себя правопослушным образом, иметь честный, законный источник существования и не допускать совершения повторных преступлений.

  • освоение основ ресоциализации и социальной адаптации;
  • создание условий для овладения технологией ресоциализации различными категориями осужденных, освобождающихся из И У;
  • проведение социально-педагогической деятельности в ВК по обучению адаптации несовершеннолетних к жизни на свободе в условиях исполнения правил, существующих в обществе;
  • обучение использованию механизма восстановления социально полезных связей как инструмента их ресоциализации.

При выборе места жительства осужденного после освобождения на основании его письменного заявления и с учетом его желания трудоустроиться администрация И У направляет запрос в орган внутренних дел, Федеральную службу занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья, а также информацию об освобождающемся в органы местного самоуправления. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до сведения лица, отбывающего наказание. Основные задачи ресоциализации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения: В целях создания наиболее благоприятных условий для ресоциализации лиц, освобождающихся после отбытия наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия со стороны органов внутренних дел в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией.

Особенности социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях

Это психологические характеристики женщин. Женщины по сравнению с мужчинами более уязвимы, эмоциональны, импульсивны, острее переживают социальное неблагополучие, разлуку с семьей родственниками, привычной средой. Поэтому большое значение имеет организация их свободного времени и досуга. Необходимо повышать культурный уровень осужденных женщин, развивать у них духовность и мораль, эстетику, чувство материнства, женственность.

Так же по причине эмоциональности, женщины считаются более жестокими, чем мужчины.

Поэтому для процветания современного и будущего общества необходим новый подход к реабилитации осужденных женщин. Специалисту по социальной работе необходимо уделять важное внимание социальной профилактике вредных привычек, преступности среди женщин, абортов и ранней беременности. А так же необходимо проводить лучшую работу по социальной адаптации осужденных женщин по выходу из учреждения.

Итак, можно сказать, что цель исследования выполнена: мы изучили социальную работу с осужденными в исправительных учреждениях, а так же выявили особенности социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях. В результате нашего исследования мы получили следующие результаты. Женщины менее мужчин поражены алкоголизмом. Особенности воспитательной работы с осужденными в колониях поселения? Однако в последние годы наблюдается тенденция к росту числа женщин, злоупотребляющих спиртными напитками. Все чаще суды назначают женщинам принудительное лечение от алкоголизма и наркомании. Львиная доля преступлений совершается в состоянии опьянения.

Таким образом, специалисту по социальной работе нужно большее внимание уделять социальной профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании и другим вредных привычек.

Технологии социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях

Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков, возраст которых 14-18 лет. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Значительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий, психопатий и личностных акцентуаций.

Эта психическая дезадаптация в условиях колонии еще более усугубляется.

Беседа всегда должна быть обусловлена особенностями личности женщины-преступницы, поводом для ее проведения, временем и местом проведения, ситуацией, складывающейся в ее ходе. Главной целью подобного рода бесед является оказание помощи женщине, совершившей преступление, в решении жизненно важных для нее проблем.

С осужденной-матерью специалисты проводят индивидуальную работу. Важное значение имеет выявление место нахождения ребенка, семьи, а также типа материнского отношения к сыну или дочери. Личность преступника, в частности и несовершеннолетнего, – это совокупность социально-демографических, нравственных и правых свойств, признаков связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление. Личность несовершеннолетнего преступника еще не сформирована и находится в процессе своего дальнейшего развития (Орехов В. В., 2006).
Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию. Увеличение доли женщин среди общего числа осужденных России подтверждает научные данные об их высокой уязвимости, неумении разрешать свои проблемы некриминальным способом, низкой защищенности и адаптивности к изменяющимся социально-экономическим условиям. В этой ситуации осужденные женщины являются не только преступницами, но и жертвами социального неблагополучия, нуждающимися в комплексной помощи и поддержке.

добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования);

оценка полезности связи и в соответствии с полученной оценкой принятие мер к ее блокированию, изменению или развитию;

оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей путем замещения ценностей, нахождения иного объекта связи или вступления в контакт с прежним объектом с целью изменить его поведение;13. Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые с одной стороны соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания. С другой стороны влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические, социальные издержки для наказуемого.6.

Правовая и психологическая помощь родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы.

Технология социальной работы в исправительных учреждениях

защищать право осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы;

Ст. 80 отмечает, что с самого начала отбывания срока нужно думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения и рекомендует проведение групповой работы.

Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях состоит в том, что ее объект – люди с высоким уровнем тревожности, изолированные от общества, лишенные обычного социального статуса.

Работа проводится в условиях конфликта двух идеологий, — идеологии тюремного персонала и идеологии сообщества заключенных, преследует исправительные цели и продолжается после выхода заключенного на свободу в виде его социальной реабилитации. Проблемы заключенного выясняют проективным интервью прибывших на свидание родственников. При наличии у заключенного малолетних детей нужно упрочить его связи с детьми налаживанием контактов с воспитателями, детскими домами, приемными семьями. Если прямые контакты нежелательны, прибегают к посредничеству органов опеки и попечительства.

Сохранение и развитие социально-полезных связей с внешним миром наиболее важно для социализации заключенных и их последующей реабилитации. С этой целью специалист собирает информацию о СМИ и службах знакомств, публикующих бесплатные объявления, находит адреса органов власти местностей, где проживают семьи и родственники заключенных, разыскивает родственников и знакомых путем запросов в паспортные столы, составляет список людей и семей, с которыми следует связаться.

Технология социальной работы с осужденными

исправительные колонии общего режима наказание осужденные мужчины, и женщины.

— исправительные колонии особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний. По состоянию на 1 сентября 2009 г. в учреждениях УИС содержалось 880,7 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывало наказание 734,7 тыс. человек; в 225 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось — 138,7 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 3,1 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних 6,8 тыс. человек.

В учреждениях содержится 69,9 тыс. женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 819 детей.5. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Виды воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях? Система исполнения уголовных наказаний ориентирована на две основные задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до трех лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения, это около 52,4%, в дальнейшем интенсивность рецидива постепенно снижается. Понятие исправления трактуется по-разному. Как подчеркивает И. П. Башкатов, что в основе исправления личности лежит самоискупление раскаяние и самоосуждение, терпеливое перенесение наказания, установка на правоправное поведение, поскольку многие отбывшие наказание не только не раскаиваются, но и еще больше утверждаются в своих криминальных намерениях.

Идея пенитенциарности возникла в США как противопоставление внутреннего внешнему. Пенитенциарность это исправление преступника через его раскаяние.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.