Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно розыскной деятельности

Урок 6. Роль прокуратуры в обеспечении законности

соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки на оперативный учет и иные виды учета и снятия с лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;законность и обоснованность проведения или прекращения ОРМ, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения; В соответствии с Инструкцией по организации делопроизводства по документам ОРД в органах прокуратуры определяется номенклатура дел, порядок делопроизводства: прием, регистрация, прохождение документов и документирование (составление документов, формирование их в дела и надзорные производства). Ответственность за состояние делопроизводства в органах прокуратуры несут их руководители. Прокурору предоставлены полномочия пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимать меры по их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности.

Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно розыскной деятельности

территориальные прокуроры — в отношении соответствующих территориальных ОВД, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

прокуроры войсковых частей — в отношении соответствующих ОВД системы Управления режимных объектов (УРО) МВД России, а также иных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах;
Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности от 25 апреля 2000 г. № 56 требует при проведении проверок обращать внимание на: Это обоснование изложено законодателем прежде всего в ФЗ об ОРД (ст. 21 и др.) и ФЗ о прокуратуре (ст. 29 и др.). соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности

Исходя из вышеизложенного, к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся полномочия:

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных ма териалов проверяется наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т. п.).

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий в каждом случае рассматривается необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц. Немаловажное значение имеет соблюдение условий предоставления надзирающему прокурору оперативно-служебных документов. Здесь нужно учитывать несколько обстоятельствУясняя предмет прокурорского надзора, важно опираться на положения Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации и «Об оперативнорозыскной деятельности», а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. — опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестного исчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропав­ший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, и т. д.);- на законность и обоснованность решений о производстве или пре­кращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использо­вания результатов ОРД;

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор заключается в наблюдении за законностью действий и решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений; в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

  • ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
  • ПРЕДЕЛЫ НАДЗОРА

Таким образом, учитывая вышесказанное, под прокурорским надзором за оперативно-розыскной деятельностью следует понимать систему планомерного наблюдения и проверки учреждений и органов пенитенциарной системы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью выявления и устранения нарушений прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и в рамках использования сил, средств и методов данной деятельности. Важнейшую роль в обеспечении действенности данных принципов имеет постоянная проверка соблюдения оперативно-розыскного законодательства оперативными подразделениями, которая, как известно, является одной из активных форм воздействия на совершенствование деятельности оперативных подразделений, в частности, за исполнением ими нормативных правовых актов, регламентирующих ОРД. В силу прямых указаний, содержащихся в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в предмет прокурорского надзора входит проверка законности решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В круг общих полномочий руководителя оперативно розыскной деятельности? Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают определенные правовые последствия, а именно.

Сущность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5);

Оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, именно поэтому адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Норма ст.

29 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации обязывает прокурора осуществлять постоянный надзор (наблюдение) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор также обязан проверять законность и обоснованность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Федерального закона об ОРД.

Прокуроры обязаны строго следовать требованиям ФЗ об ОРД о том, что ДОУ прекращаются в случае решения задач ОРД или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении ОРМ по указанным поручениям либо решениям, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направляются руководителям органов, осуществляющих ОРД, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения законности Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Более детально процедура проведения оперативно-разыскных мероприятий регламентирована в ведомственных нормативных правовых актах В этой

Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения законности

Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственностимы процедурно-процессуального обеспечения оперативнорозыскной деятельности // Полицейское право 2005 № 3 С. 45-53). Конечно, если анализировать ситуацию с позиций духа и общих принципов права, то нужно признать недопустимость нарушения (несоблюдения) ведомственных нормативных правовых актов Однако контроль выполнения требований ведомственных нормативных правовых актов находится в компетенции руководителей соответствующих органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность Действительно, если считать иначе, то следует признать, что, например, инструкцию принимает МВД России, а надзор за ее исполнением осуществляет прокуратура Парадоксальность ситуации очевидна Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так и противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии.

Особую озабоченность вызывают новые виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, не имеют достаточного опыта. Соблюдение прав и свобод граждан в оперативно розыскной деятельности? Указанные обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий. До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными актами. Принятый 17 января 1992 г. Место оперативно розыскной деятельности в системе юридических наук? Закон о прокуратуре закрепил в качестве одного из основных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Согласно законодательству (ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД) исполняться могут только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД.
Следовательно, неподчинение со стороны исполнителей всем иным требованиям прокурора хотя и законным, но не связанным с предметом надзора за ОРД и с возложенными на него в данной связи обязанностями и предоставленными правами, ответственности не влечет. Отметим, что прокурор не вправе лично проводить какие-либо ОРМ или участвовать в их подготовке. Он также не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-тактический характер (последовательность проведения ОРМ, применение тех или иных оперативно-технических средств, СХВ, определять круг участников и т. п.).

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;

Таким образом, прокурор должен составить предписание об устранении нарушений законодательства.

В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД: требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора. проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий; Действующий закон об ОРД предусматривает следующие институты обеспечения законности в данной сфере.

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  2. Соблюдение порядка выполнения ОР мероприятий
  3. Законность решений, принимаемых органами ОРД.

Уполномоченным прокурорам при реализации своих надзорных компетенций предписано также проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, а также прекращения в случае решения задач ОРД или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения. В частности, в ходе организации и осуществления надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении ОРД. Наиболее распространенная форма судебного контроля за ОРД – дача судом разрешения на проведение ОРД, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Одно из направлений деятельности прокуратуры — надзор за со­блюдением законности органами, осуществляющими ОРД, вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использо­вания ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории КР законов всеми оперативно-розыскными органами.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.