История становления и развития оперативно розыскной деятельности в России

Становление и развитие сыскной деятельности в России

Учрежденный в 1655 г. Приказ тайных дел, будучи исполнительным органом, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и непосредственно против царя. Приказ контролировал деятельность других приказов гласно — путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства и негласно — путем рассылки подьячим секретных наказов о контроле некоторых послов и воевод. И хотя Приказ тайных дел упразднили в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

Зачатки оперативно-розыскной (сыскной) деятельности уходят своими корнями в глубину веков, являются одним из древнейших видов деятельности человека, поэтому назвать конкретный период ее основания весьма затруднительно.
Дальнейшее историческое развитие элементов сыскной деятельности неразрывно связано с развитием российской государственности и права.

В связи с этим можно условно выделить четыре периода ее развития: Наряду со «сводом и «гонением следа активно применялись коллективные способы защиты соседских общин: присяга и повальный обыск4. В течение довольно продолжительного периода функции полицейских учреждений осуществлялись в России центральными и местными органами власти (приказами, приставами, воеводами). Их деятельность регламентировалась Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указными книгами приказов — Тайных дел, Земского, Разбойного, Холопьего и др., а также указами царя и Боярской думы. Учрежденный в 1655 г. Приказ тайных дел, будучи исполнительным органом, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и непосредственно против царя. Приказ контролировал деятельность других приказов гласно — путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства и негласно — путем рассылки подьячим секретных наказов о контроле некоторых послов и воевод.

И хотя Приказ тайных дел упразднили в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве. В условиях, когда древнерусское государство еще не имело специальных органов уголовного сыска, правило куда приведет след, там и находится преступник позволяло осуществлять розыск и изобличение последнего без участия представителей государственной власти. В этой связи «свод и «гонение следа являлись способами коллективной самопомощи соседских общин5, так как предполагали участие в розыске преступника не только потерпевшего, но и представителей соседских общин. В начале XYII в. функции органов политической полиции выполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия, подчинявшиеся непосредственно царю.

Петр I лично знакомился с делами Преображенского приказа, писал по рекомендации и инструкции, излагал организационно-тактические методы розыскных и следственных действий. В условиях, когда древнее русское государство еще не имело специальных органов уголовного сыска, эти методы позволяли осуществлять розыск и изобличение преступника без участия представителей государственной власти. Понятие и структура правовой основы оперативно розыскной деятельности? В этой связи правомерно утверждение М. А. Чельцова-Бебутова о том, что «свод и «гонение следа являлись «способами коллективной самопомощи соседних общин»[4], поскольку обе эти формы предполагали участие в розыске преступника не только потерпевшего, но и большего количества людей, составляющих общину. [9], проведенные исследования пока не сформировали такую ее теоретическую концепцию, которую можно было бы отнести к общепризнанной. Как справедливо отметил С. И.

Давыдов, недостаточная научная проработка методологических основ оперативно-розыскной методики порождает у исследователей многочисленные вопросы, связанные с определением основных понятий, характеристикой ее структурно-содержательных элементов, принципами ее построения и практического приме-S.Yu. Udartsev, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of the Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Udarcev78@mail.ru По свидетельству начальника Киевского охранного отделения генерала полиции А. Спиридовича, агентурные сведения, перлюстрация корреспонденции и данные наружного наблюдения являлись тремя главными источниками осведомления полиции о преступлениях [26]. В VI в. до н. э. грек Милета задумал поднять восстание против Дария. Учитывая бдительность персов (это немаловажно), он велел одному рабу сбрить волосы, написал на его бритой голове свое сообщение и, когда волосы отросли, послал его к понтийцу Ари- стагору, который ознакомился с посланием, снова сбрив волосы раба [6].

Из данной истории следует, что у персов существовал аппарат по контролю за письменными сообщениями. Чтобы сообщение не попало в чужие руки, особенно в руки заинтересованных лиц, Милета и Аристагор изобрели такой оригинальный способ переписки. Анализ норм древнерусского законодательства позволяет говорить о трех видах розыска ответчиков независимо от характера предъявляемого к ним иска: 1) гонение или сочение следа; 2) заклич; 3) свод. Немало категорических высказываний против разработки закона, регламентирующего оперативно-разыскную деятельность, было со стороны руководителей органов внутренних дел и государственной безопасности, которым было выгодно сохранять сугубую «секретность деятельности подведомственных им оперативно-разыскных служб, их «самостоятельность при выборе средств и методов осуществления этой деятельности, а главное, они ни перед кем не должны были отчитываться в ее осуществлении. Барабанов Николай Борисович, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД РоссииПосле завершения «свода и установления виновного лица, начиналась следующая стадия, называемая в «Русской правде «гонение следа». Заключалась она в том, что потерпевший осуществлял непосредственно поиск известного лица по оставленным им следам.

Признание общечеловеческих ценностей для правовой науки и практики чрезвычайно важно. Ведь именно эти ценности тесно соединяют право с нравственностью, возрождают во всей полноте такие категории, как совесть, справедливость, честь, достоинство, милосердие. Понятие и содержание правовой основы оперативно розыскной деятельности? Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918г. — 1930 г.; 1931 г. — 1952 г.; 1953 г. — середина 70-х г. г.; середина 70 — х г. г. — август 1991г.

ИСТОИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полицейская деятельность была подчинена обеспечению: 1) политической безопасности государства; 2) экономической безопасности государства.

В 1826 г. образуется Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии – орган политической полиции, непосредственно подчиненной царю. Важнейшей функцией созданного органа стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о тайных обществах и организациях.

В составе министерства были выделены: специальный орган политического сыска – Особенная канцелярия МВД, осуществлявшая и функции контрразведки- контроль за деятельностью других приказов: гласно – путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства; негласно – путем рассылки подьячим секретных наказов о слежке за некоторыми послами, воеводами и другими должностными лицами. В этот период усилия ученых были направлены на определение ее предмета, методологической основы.

Признание общечеловеческих ценностей для правовой науки и практики чрезвычайно важно. Ведь именно эти ценности тесно соединяют право с нравственностью, возрождают во всей полноте такие категории, как совесть, справедливость, честь, достоинство, милосердие.1) с момента отказа Временного правительства от нормативных правил розыска царской России и до установления в Советской России собственных нормативно-правовых рамок негласной розыскной работы (март 1917 г. середина 1918 г.);

  • «повальный обыск» – опрос местных жителей территорий, на которых проводился розыск;
  • «поличное» – обнаружение и изъятие у подозреваемого похищенного имущества и других доказательств;
  • личное признание подозреваемого и т. д.

С 1950-х гг. начинается разработка научных основ ОРД как самостоятельной отрасли знания, выделившейся из криминалистики. начала ХХ в (до марта 1917 г.). Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991г.). Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918г. – 1930 г.; 1931 г. – 1952 г.; 1953 г. – середина 70-х г. г.; середина 70 — х г. г. – август 1991г.

Правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время). Наряду с указанными основнымиг.); 2) период современной «смены вех», т. е. период постепенного замещения нормативных актов Советского Союза российскими нормативными актами и, одновременно, регламентация оперативно-розыскной работы не в подзаконных актах, а на уровне законов (август 1991 г. – март 1992 г.). Таким образом, история становления и развития субъектов ОРД в России в XVIII – ХХ вв. насчитывает три основных периода.
Анализ содержания соответствующих Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991г.).

История становления и развития субъектов оперативно-розыскной деятельности

Мы рассматриваем Историю становления и развития субъектов оперативно-розыскной деятельности в России в неразрывной связи с историей становления и развития российской государственности. Следовательно, основные периоды развития правового регулирования ОРД в основном совпадают с этапами формирования российской государственности.

Оперативно-розыскная деятельность в советский период (середина 1918 г. август 1991 г.)

период современной «смены вех», т. е. период постепенного замещения нормативных актов Советского Союза российскими нормативными актами и, одновременно, регламентация оперативно-розыскной работы не в подзаконных актах, а на уровне законов (август 1991 г. март 1992 г.). История России феноменальна. Изучение проблем преступности в России, ее профилактики имеет тоже богатую историю.1.1 Развитие оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 — х г. ХIХ в

История становления и развития оперативно розыскной деятельности в россии

История России феноменальна. Изучение проблем преступности в России, ее профилактики имеет тоже богатую историю.

правовая регламентация розыскной работы со времени преобразований Петра I и до 60 — х годов ХIХ в.;

Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний. Соблюдение прав и свобод граждан в оперативно розыскной деятельности? ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТаким образом, история становления и развития субъектов ОРД в России в XVIII – ХХ вв. насчитывает три основных периода.

Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний.

Наряду с указанными основными периодами в нормативной регламентации оперативно-розыскной деятельности, в ХХ столетии нами выделяются еще два, относительно кратковременных, но весьма содержательных (условно названных переходными) периода:

правовая регламентация розыскной работы со времени преобразований Петра I и до 60 — х годов ХIХ в.;Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918г. – 1930 г.; 1931 г. – 1952 г.; 1953 г. – середина 70-х г. г.; середина 70 — х г. г. – август 1991г. В это время происходит трансформация взглядов власть имущих на предназначение негласной работы. От попыток воплотить на практике принцип «цель оправдывает средства» и направить деятельность ВЧК на беспощадную борьбу с контрреволюцией – до реализации нормативно-правовых установок по осуществлению негласного надзора за «противосоветскими политическими партиями, группами и лицами», пересечением всякого рода контрреволюционных явлений, а также шпионажа, спекуляции, бандитизма и преступлений по должности.


Читайте другие статьи на сайте:

🟠 В чем суть вашей проблемы?

🟠 Введите свой вопрос в форму ниже

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector