Поводы и основания для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться

Основная проблема заключается в том, что предлагаемые главой государства положения уже ранее содержались в УПК РФ, но были исключены в 2011 году 2. Главной причиной внесения поправок тогда была необходимость устранить возможность возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, если необходимые для этого данные предварительно не нашли подтверждения в материалах налоговых проверок – решении о привлечении к налоговой ответственности.

После направления в следственные органы материалов для возбуждения уголовного дела налоговый орган, обязан приостановить в полном объеме действие решения о привлечении налогоплательщика — физического лица к налоговой ответственности . Если же в отношении налогоплательщика будет вынесен отказ в возбуждении уголовного дела или обвинительный приговор, то налоговый орган возобновляет действие решения (п. 15.1 ст. 101 НК РФ).
Как известно, на данный момент такие дела возбуждаются только следователями СК РФ исключительно на основании материалов, которые были специально для этого направлены в их адрес налоговыми органами. Особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные данными статьями, рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Таким образом, принятие законопроекта может привести к:

Вопрос 3

Многие материалы, поступающие в органы предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не соответствуют требованиям закона, не содержат необходимых и достаточных данных для принятия своевременного и обоснованного решения.

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

По мнению специалистов, налоговые преступления имеют самую высокую латентность среди преступлений, совершаемых в стране. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям фсэнп? В такой ситуации, в зависимости от объема и содержания недостающих сведений, следователь должен потребовать от сотрудников по экономическим и налоговым преступлениям предоставления необходимых данных, или возвратить им материалы для проведения дополнительной проверки. неправильное оформление сотрудниками органов дознания изъятия документов, денежных средств и иных материальных ценностей, подтверждающих преступную деятельность, например, без указания их точного количества и индивидуальных признаков предметов;

Аналитика Аналитические обзоры

Возможность возбуждения уголовных дел не только по материалам налоговых органов наиболее вероятно активизирует деятельность правоохранительных органов по проверке сообщений о преступлении и проявление их собственной инициативы в возбуждении уголовных дел.

§ практически безгранично расширяет круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела;

§ позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за преступления до 10-летней давности [2] ;Обращаем внимание, что возможный «разворот последовательности [3] налоговых и следственных мероприятий может сделать рабочим подпункт 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами даже в делах «по аффилированным однодневкам». Данное изменение оказывает комплексное влияние на уголовное производство.

Уклонение от уплаты налогов

В 2020 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары. В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом.

Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки. Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует. Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов.

Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Лучше заплатить

Но поскольку решение уже принято и изменения вступили в силу, попытаемся проанализировать нововведения на предмет их достоинств и недостатков. Одним из главных аргументов законодателя является то, что отмена вновь введенных положений оказала негативный эффект на сферу уголовных преступлений: это затруднило использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, которые проводятся уполномоченными органами в рамках борьбы с налоговой преступностью.

Авторы принятого закона подчеркивают, что действовавший с декабря 2011 года порядок являлся одной из главных причин, почему эффективность раскрытия налоговых преступлений оставалась на крайне низком уровне.

Применение нового порядка возбуждения дела привело к реальному снижению фактов выявления налоговых преступлений. Очевидно, что действительной причиной этого являлось определенное ограничение полномочий следователей, что в конечном итоге, вероятно, снизило количество вариантов и путей для произвола.

Интересным является тот факт, что введенные изменения уже существовали в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), как раз до введения Федерального закона N 407-ФЗ от 6 декабря 2011 года, и были отменены этим правовым актом. Единственное эффективное средство защиты от уголовного преследования и, как следствие, прекращения хозяйственной деятельности для предпринимателя — это полная и своевременная уплата налогов и сборов в установленном законом порядке. Такой порядок видится вполне обоснованным, поскольку Федеральная налоговая служба — это уполномоченный государством федеральный орган исполнительной власти в сфере налогов и сборов, сотрудники которого обладают нужными навыками, позволяющими дать квалифицированную оценку документам на предмет их соответствия налоговому законодательству.

Немаловажным является и то, что сотрудники ФНС заинтересованы в обеспечении собираемости налогов.

Сам себе адвокат

Основная суть изменений, внесенных названным законом, заключается в отказе от обязательности материалов налоговых инспекций в качестве источника информации о преступлении и повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Из статьи 140 УПК РФ была исключена часть 1.1, которая содержала соответствующие положения. Тем не менее одним исключением этой нормы из закона изменения не ограничились.

Кто и как должен определять размер недоимки по налоговым преступлениям

А вот при сокрытии имущества ответственность предусмотрена при совершении преступления в крупном размере. Причем в таком случае крупный размер равен 1 млн 500 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). К физическим лицам — субъектам преступления, преусмотренного ст. 198 УК РФ, относятся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Также ими являются представители, через которых налогоплательщики осуществляют взаимодействие с налоговыми органами, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставных лиц. Поводы для возбуждения любого уголовного дела перечислены в ст.140 УПК РФ.

Все эти источники информации теперь являются поводом и для возбуждения дел по налоговым преступлениям.

Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям

В случае если необходимо осуществить изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела (если следствию точно известно, где и у кого они находятся), следователь может принять решение о производстве выемки предметов и документов. Как правило, при расследовании уголовных дел налоговой направленности осуществляется выемка документов в организациях, налоговых инспекциях и банках.

В ходе расследования уголовного дела следователем или оперативными сотрудниками по поручению следователя проводятся следующие следственные действия.

Как правило, обыски проводятся в офисных помещениях организации, а также по месту жительства генерального директора, главного бухгалтера и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу. Результатом проведения проверок налоговыми и правоохранительными органами может быть возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов крупном или особо крупном размере. Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору адвоката, которому вы доверяете свою защиту при расследовании возбужденного в отношении вас уголовного дела налоговой направленности. Расследование уголовных дел данной категории имеет свою специфику, которая требует от адвоката серьезных знаний в области бухучета и налогообложения, без которых оказание эффективной помощи не представляется возможным.

Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

В отличие от приговоров в отношении гражданских исков и иных имущественных взысканий, по которым следователям разрешено заявлять ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого лица, в отношении налоговых преступлений такие меры практически не применяются. Основания для возбуждения уголовного дела по ст 327? Это дает возможность руководителю организации до вынесения приговора принять необходимые меры с целью свести к минимуму имущественные потери при последующих действиях судебных приставов.

Здесь мы рассмотрим последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям и попытаемся разобраться, как помочь себе и своей компании в таком случае.

уголовное дело будет направлено в суд с обвинительным заключением;Телефон отдела защиты бизнеса: 8 (495) 221-87-34. Звоните, и мы придем к вам на помощь!Возможно, вам окажется полезной наша рекомендация: если вы попали в ситуацию с возбуждением против вас уголовного дела налоговой направленности, подбирайте адвоката с учетом некоторых нюансов. Ваш защитник должен обладать серьезными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения и иметь опыт в подобных делах. Он должен разобраться в ситуации до последнего нюанса, подробно проконсультировать вас по каждому вопросу и выстроить самую оптимальную стратегию защиты.

Как отмечает Сергей Зеленов , в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (далее – закон об ОРД) налогоплательщик не только лишен возможности представить свою позицию и доказательства, но и даже ознакомится с претензиями до момента возбуждения уголовного дела. Кроме того, сроки проведения проверок законом об ОРД не ограничены, а порядок проведения соответствующих мероприятий регламентирован секретными приказами, с которыми налогоплательщик не имеет возможности ознакомиться. Основным недостатком материалов налоговых органов является то, что они направляются в правоохранительные органы по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [5, с. 154]. При этом работники налоговых органов, не являясь правоохранителями, не уделяют внимания фиксированию и сохранению следов возможных преступлений, документированию умысла на совершение уклонения от уплаты налогов и т. д. См., н-р: Бажанов С. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность.

2011. N 10. С. 39. В данной статье автор анализирует положения Уголовно-процессуального кодекса, касающиеся повода для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, и выдвигает ряд предложений по усовершенствованию законодательства.

Необоснованным расценивается возбуждение дела при наличии лишь не имеющих юридической значимости оперативных справок и других не предусмотренных Налоговым кодексом РФ документов, составленных сотрудниками налоговой полиции. В Москве сосредоточено около 75% всего финансового капитала России, 80% всех зарегистрированных коммерческих банков и их филиалов. Неудивительно, что здесь совершается наибольшее число преступлений в сфере экономики, в том числе налоговых.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

Исследование поводов и оснований к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях следует, на наш взгляд, базировать на некоторых отправных теоретических моментах, учет которых определит основные направления научного анализа и укажет его границы, а также станет основой осуществления практической деятельности на начальном этапе уголовного судопроизводства по рассматриваемой категории дел, обеспечит оптимизацию как стадии возбуждения уголовного дела, так и расследования в целом. Основными среди них следует назвать следующие:

Об этом косвенным образом может свидетельствовать история развития современной легальной модели системы поводов возбуждения уголовного дела, в ходе которой законодатель последовательно шел к отказу от казуистического изложения всевозможных поводов возбуждения уголовных дел к закреплению механизма, позволяющего инициировать уголовное преследование при поступлении информации о совершенном или готовящемся преступлении из любого источника.

Не случайно в связи с этим пристальное внимание ученых-процессуалистов к исследованию теоретических аспектов категории «повод к возбуждению уголовного дела», проблемам его легального закрепления и применение в практической деятельности по осуществлению уголовного преследования. Анализ мнений различных ученых позволяет сделать вывод о том, что в наиболее обобщенном виде поводы к возбуждению уголовного дела в современной науке уголовного процесса понимаются как «информационные основания начала деятельности уполномоченных органов по расследованию преступлений. Направленность задач, стоящих перед уполномоченными органами и должностными лицами в стадии возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории, во многом определяется социальным и правовым значением начальной стадии уголовного процесса.

Комментарий адвоката ва о порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

В настоящее время уголовные дела о налоговых преступлениях могут быть возбуждены только по материалам налоговых органов, направляемых ими следователям в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Правоприменительная практика показала, что во многих случаях такой порядок существенно затрудняет использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий и негативно сказывается на эффективности раскрытия налоговых преступлений.

Существенным обстоятельством, определяющим судьбу уголовного преследования является возможность для лица, впервые совершившего преступление, освобождения от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

После получения такого заключения, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем принимается процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом Федеральным законом предусматривается, что при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, уголовное дело может быть возбуждено следователем и до поступления из налогового органа указанных заключения или информации. Данный Федеральный закон отменяет ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, предусматривающую особый порядок возбуждения уголовных дел указанной категории, по которым поводом служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основания возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям

Ввиду того, что ОВД зачастую возбуждают уголовные дела по признакам статей 198 и 199 УК РФ без передачи материалов в налоговый орган, необходимо отметить, что ответственность налогоплательщика и его должностного лица имеет разный субъектный состав и наступает по разным основаниям.

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

Подтверждением имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, о котором идет речь в п. 19 Инструкции, может быть только решение руководителя (его заместителя) налогового органа, принятое после проведения мер налогового контроля по представленным органами внутренних дел материалам и устанавливающее наличие налогового правонарушения. Из буквального содержания данных пунктов Инструкции следует, что, в случае если оперативные работники ОВД, осуществляющие проверку налогоплательщика на предмет наличия налоговых правонарушений, обнаружили факты, подтверждающие полученную ранее информацию о наличии налогового преступления, они должны передавать материалы своей проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К тому же, обнаружив признаки налогового правонарушения, ответственность за которое, по мнению работников милиции, подпадает под действие УК РФ, орган внутренних дел в любом случае обязан передать материал проверки в налоговый орган, поскольку при-влечение лица к уголовной ответственности не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности.

В этом случае, как указывалось выше, в силу п. 2 ст. 36 НК РФ органы внутренних дел обязаны передавать материалы проверки в налоговые органы для организации мероприятий налогового контроля.

Уголовные дела по — налогам теперь возможны не — только по — результатам налоговых проверок

Поводы для возбуждения дела мы перечисляли выше — это, в частности, заявление какого-либо лица или результаты А достаточные данные по налоговому делу — крупный или особо крупный размер недоимк

Возможен и другой вариант. Имея на руках документы, полученные в ходе проверки сообщения о налоговом преступлении, следователь сам, без официальных экспертиз, определит сумму недоимки. Основания для возбуждения уголовного дела по факту смерти? А экспертизу проведут уже в рамках уголовного дела. И кстати, о том, что СК рассматривает сообщение о возможном уклонении от уплаты налогов, организацию извещать тоже никто не должен.

Конечно, новости неприятные, но не забывайте, что для привлечения к уголовной ответственности все-таки нужны существенные суммы недоимок. А за небольшие недоплаты по-прежнему грозит лишь налоговый штраф. Имейте также в виду, что появление оперативников будет сюрпризом — о предполагаемом визите в офис полицейских вас никто уведомлять не должен. Не распространяется на ОРД и Закон о защите прав организаций и предпринимателей при госконтролТо есть пока налоговики готовят ответ, следователь может, например, прийти к вам в офис (или прислать оперативников), изъять документы и обратиться к специалистам для получения экспертного заключения.

В прежние времена, когда силовикам уже запретили самостоятельно делать расчет налогов, но уголовные дела еще можно было возбуждать не только по материалам ИФНС, для расчета недоимки иногда назначали налоговую экспертиз Можно предположить возвращение к этой практике.

Возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях

10) объяснение руководителя организации или индивидуального предпринимателя, полученное оперативным сотрудником. В нем должны найти отражения ответы на вопросы о том, были ли совершены организацией (индивидуальным предпринимателем) сделки, расходы по которым не приняты во внимание налоговой инспекцией и почему;

Чтобы следователь имел возможность сделать вывод о наличии признаков налогового преступления, оперативные сотрудники, после проведения доследственной проверки по акту выездной налоговой проверки, должны представить ему ряд документов. Ниже приводится общий перечень представляемых документов.

Исходя из особенностей каждого случая, отдельные документы могут объективно отсутствовать.

17) акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (односторонние акты сверки взаиморасчетов – в случаях неявки налогоплательщика по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);22) объяснение налогового инспектора, проводившего проверку, в котором должны найти отражения ответы на вопросы о том, были ли совершены налогоплательщиком в отчетный период сделки, расходы по которым не были приняты во внимание налоговой инспекцией и почему.15) копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков, а также взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента);


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.