Предварительное расследование в России полтора века в поисках концепции

Предварительное расследование в России: полтора века в поисках концепции

Известный русский процессуалист В. П. Даневский еще в 1895 г. высказал суждение о том, что предварительное следствие по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. императора Александра II — едва ли не самая слабая часть нашего уголовного процесса*(653). С тех пор данный вид государственной деятельности пережил множество трансформаций, однако перечень претензий к нему не сократился.

Чтобы процессуально самостоятельный следователь в своем познании обстоятельств преступления придерживался вменявшихся ему в обязанность принципов полноты, объективности и всесторонности, за ним был учрежден непрерывный, сплошной прокурорский надзор, который по мере надобности дополнялся судебным контролем.
Обвинителя, поскольку он «приводит в известность обстоятельства, уличающие обвиняемого» (ст. 265 Устава уголовного судопроизводства).

Следователь должен «принимать меры для собирания доказательств и в особенности не допускать промедления в обнаружении и сохранении следов и признаков преступления, которые могут изгладиться (ст. 226 Устава уголовного судопроизводства)*(663). УПК России прямо относит следователя к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6 УПК). Наличие в уголовном процессе того или иного субъекта, его декларируемый, тем более, реальный статус — производные от избранной в государстве стратегии борьбы с преступностью. Решение данной проблемы предопределяет выбор модели уголовного процесса, формирование корпуса его участников, наделение их правами и обязанностями. Заимствованию французской модели законодательства было учреждение предварительного расследования.

В мае 1860 г. Государственный совет принял закон о судебных следователях, санкционированный Императором. Однако с особой тщательностью статус судебного следователя был прописан в Учреждении судебных установления и Уставе уголовного судопроизводства, получивших высочайшее утверждение 20 ноября 1864 г.

Отечественное предварительное следствие: упразднить или усовершенствовать

Key words: Criminal Procedure Code of the Russian Federation, investigator, investigating judge, court investigator.

Автор подвергает системному анализу позиции участников дискуссии о сути термина «следователь» в современной России.

С огорчением можно констатировать, что отечественное предварительное следствие постепенно утрачивало свой изначальный характер, превратившись из средства объективного, непредвзятого исследования обстоятельств дела в орган обвинительной власти, по природе своей нацеленный на одностороннее установление виновности заподозренных, т. е. на обвинительный уклон. Но в последнее время в процессуальной науке встречаются попытки более конкретно определить процессуальные формы обновляемого предварительного следствия, круг его субъектов и их полномочия.

В этом плане вносятся предложения возродить следственного судью — процессуальную фигуру, аналогом которой стал в свое время российский судебный следователь. Предварительное расследование в россии полтора века в поисках концепции? Последовательно отстаивает эту мысль А. С. Александров. С давних пор он высказывается за ликвидацию следственной власти, слияние воедино предварительного расследования и уголовного преследования, возложение на сторону защиты, как и сторону обвинения, обязанности доказывать каждое свое утверждение в суде.

В представлении автора следователь — помощник (или даже «процессуальный слуга») прокурора, осуществляющий вместе с ним обвинительно-следственную власть.

Проблемы совершенствования взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания при расследовании преступлений

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I).

Ст. 4921

  1. Малышева О. А. Предварительное расследование: концепция повышения эффективности: Монография. М.: Статут, 2011. – 354 с.

6 См.: Якубина Ю. П. Предварительное расследование: опыт прошлого, современное регулирование и перспективы совершенствования // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования Дальневосточного юридического института МВД России, 22-23 сентября 2011 г. 2012. С. 97-9821 См.: Францифоров Ю. В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. № 2. 2013.

С. 5712 См.: Мазюк Р. В. О соотношении понятий «обвинение и «уголовное преследование в российском уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции (18-19 февраля 2012 г.): в 3 ч.. Ч. 2. 2013. С. 112

История развития предварительного следствия в уголовном процессе России

В юридической литературе данный исторический факт иногда связывают с созданием в 1522 г. Королем Франциском I института следственных судей и отделением уголовного судопроизводства от производства по уголовным делам [6. С.6].

современный этап в организации органов предварительного следствия.

Даже обычное перемещение следователя по службе (из одного судебного учреждения в другое) осуществлялось по Указу императора. Доказательства в уголовном судопроизводстве являются основой для принятия решений по уголовному делу. Внесенные в доказательственное право дополнения и изменения в большинстве своем усилили защиту прав личности, совершившей преступления, и его жертвы.

Вместе с тем некоторые внесенные изменения и дополнения способствовали разбалансированию соотношения прав обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, общества и государства. Для их расследования в 40-50-х гг. в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.

Предварительное расследование в россии полтора века в поисках концепции

Одновременно с Указом в 1860 году были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам. В названных документах устанавливался порядок производства следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следователей. Следователям предоставлялось право в случае надобности проверять и дополнять дознание и отменять распоряжения, принятые при производстве дознания.

Однако в феврале 1989 года эксперимент волевым решением бывшего Министра внутренних дел СССР В. В. Бакатина был прекращен. А в 1992 году руководители следственных подразделений стали по должности заместителями начальников органов внутренних дел.

Второй этап в становлении предварительного следствия ознаменовался Судебной реформой 1864 года, которая существенно изменила положение следователей.

Они были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению Министра юстиции. Это создавало условия для самостоятельности и независимости их деятельности (следует заметить, что принцип несменяемости следователей и связанные с ним гарантии были установлены по предложению, внесенному Царем). Первый период, длившийся до принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года, характеризуется своеобразием структурных построений следственных органов. Окончание данного этапа становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской революцией, после которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 года практически полностью была ликвидирована царская судебная система.

Предисловие Органы следствия России: вехи исторического пути (XVIII

В истории государства и права России в разное время оказывались воплощенными на практике все эти модели.

Образование Союза ССР первоначально никак не отразилось на устройстве следственного аппарата. В принятых 31 октября 1924 г. первых Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик «организация судебно-следственных органов была отнесена, согласно ст.

15, к республиканскому ведению [14]. Что касается оставленных в союзном ведении органов военной юстиции, то, согласно ст. 5 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г., военные следователи оставались состоять при военных трибуналах [15].

Обсуждение вопроса о принципах организации следственного аппарата активизировалось в годы перестройки. Особенно настойчиво в ту пору начал обсуждаться вопрос о создании единого органа предварительного расследования. Так, согласно п. 7 резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции от 1 июля 1988 г. «О правовой реформе предлагалось вывести следственные подразделения из подчинения республиканским и местным органам внутренних дел и создать на их основе централизованный следственный аппарат, входивший в структуру МВД [25]. Подобную точку зрения имел, впрочем, не только М. С.

Строгович. В ходе проведения судебной реформы 1956—1964 гг. законодатель внес существенные изменения в административную модель построения следственного аппарата. Согласно ст.

28 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. осуществление предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры, а по специальной категории дел — на следователей Комитета государственной безопасности [21]. Следственный аппарат в органах внутренних дел не предусматривался. Именно в русле поиска новых форм противодействия преступлениям против интересов службы в 1713—1723 гг. были учреждены первые специализированные следственные органы России: «майорские следственные канцелярии, следственная канцелярия генерал-прокуратуры Сената и Розыскная контора Вышнего суда.

Глава 1

Наиболее крупные политические процессы разбирались в Приказе тайных дел (дела Степана Разина, вождя раскольников — Аввакума).

Вторая экспедиция ведала борьбой с религиозными, а так же крупными должностными преступлениями. В обязанности третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживающими в России.

Четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями, пятая осуществляла цензуру.

Законченное следствие представлялось в Земский суд Земский суд — орган сельской полиции (подробнее см. Полиция и милиция России: страницы истории.

Борисов А. В., Дугин А. Н. др. М.: «Наука», 1995, С. 42), который передавал дело в соответствующее судебное место, за исключением дел, которые разрешались самим Земским судом. Производство следствия в то время сводилось к обнаружению всех обстоятельств преступления, так и оправдывающих обвиняемого (ст.1046 Св. Зак. Угол.), с собиранием доказательств «к открытию и обличению виновного». Стоянский Н. И. Практическое руководство к русскому уголовному судопроизводству. Спб.1852г.

С.6. Советское государство и право. -1991. -№10. -С. 122-129. Следствие начиналось в отношении действий, за которые виновный мог быть подвергнут уголовному наказанию, и лишь при наличии законного повода. Первые специализированные органы расследования появились в период централизации Русского государства.

Согласно Судебнику 1550 года, Боярская дума «по государеву приказу рассматривала наиболее важные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по таким делам осуществляла состоявшая при ней Расправная палата, а также Разбойный приказ. В Москве эти функции выполнял Земский приказ.

Следующий этап в истории органов предварительного расследования характеризуется постепенным выводом следственного аппарата из-под контроля судов, органов юстиции и Советов, централизацией его в системе органов прокуратуры с одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

В период, предшествовавший реформе, расследование преступлений носило инквизиционный и сословный характер. Установленные законом гарантии прав личности повсеместно нарушались ввиду стремления следователей добиться признания обвиняемого. В целом для данного периода был характерен низкий профессиональный уровень осуществления предварительного расследования.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. совместным Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г.9. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утв. Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 158. В июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, замене следственных комиссий единоличными следователями.

В октябре 1920 г. Положением о народном суде РСФСР были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей, которые состояли при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомюсте РСФСР.

Проблема реформирования предварительного следствия в российском уголовном процессе

• либо превращение следователей в подлинных следственных судей (французского типа), проводящих независимое предварительное следствие по наиболее сложным делам, что позволит сохранить предварительное следствие как таковое и множество иных (исторически привычных нам) процессуальных институтов; в такой ситуации вектор движения будет направлен к возрождению исторически присущей нам французской модели;

Современный отечественный уголовный процесс сложился на основе смешанного типа уголовного процесса. Для него характерно осуществление следователями функций исполнительной власти, а не судебной. Закон предоставляет им основные возможности по сбору доказательств как стороне обвинения, тогда стороны защиты фактически лишена таких возможностей. При этом закон не предоставил ни суду, ни прокурору функции по обеспечению баланса интересов сторон на стадии предварительного следствия.

Реформирование уголовного судопроизводства предполагает также учет проблемы неравномерной нагрузки на судей в отдельных регионах России. В противном случае это может отрицательно повлиять на качество рассмотрения уголовных дел. Существенное реформирование уголовного судопроизводства требует постепенного введения тех или иных институтов, пошагово заменяя элементы сложившейся системы уголовного судопроизводства проверенными на практике новеллами. Необходимо делать это в разумные сроки в целях адаптации общественных отношений к новым правовым институтам, учитывать наличие необходимого финансирования проводимых реформ. Необходимо отметить, что Президент РФ рекомендовал Верховному Суду РФ изучить предложения Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о создании института следственных судей.

Кроме того, идея введения в современное уголовно-процессуальное законодательство должности следственного судьи заложена в Концепции судебной реформы.

Предварительное расследование

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Сроки предварительного расследования. Время начала производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке; следователь и дознаватель обязаны приступить к расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Следователь или дознаватель предупреждают участников производства по уголовному делу о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 Уголовного кодекса.Производство неотложных следственных действий (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса). Предварительное расследование и его формы в уголовном процессе россии? Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления.

Статья 151 Уголовно-процессуального кодекса определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Органы предварительного расследования России

Однако такая модель организации следственных аппаратов не была способна эффективно противостоять опасным посягательствам на основы государственности, в связи с чем одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов.

Также в настоящее время предварительное следствие в нашей стране осуществляют следственные органы Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данная организационная структура судов развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса.

В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. Даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской канцелярии. Вот, что было записано в протоколе заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И. И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит». В дальнейшем после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы были упразднены, и на протяжении второй четверти XVIII — начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия. С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать.

Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством уголовных дел, то в 1961 г. –, а в 1962 г. – уже Но уже очень скоро был сделан шаг назад: согласно указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г., функция предварительного расследования была предоставлена органам внутренних дел (тогда – Министерства охраны общественного порядка)[15].[17] Резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза. Приняты 1 июля 1988 г. М., 1988. С. 46.

В Российской империи, следователь (тогда это был «судебный следователь») осуществлял свои функции в качестве представителя правосудия и обладал достаточно высоким правом и социальным статусом. И в дореволюционный, и в советский период в практической деятельности следственного аппарата, наряду с очевидными позитивными результатами, наблюдались и определенные недостатки: отступления от требований закона, злоупотребления, ошибки (вызванные различными причинами объективного и субъективного характера). Становление и формирование органов предварительного следст­вия в первые годы советской власти можно разделить на несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой. Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции но­вый орган — Государственную прокуратуру — и приняла первое Положение о прокурорском надзоре.

УПК РСФСР 1923 г. каких-либо изменений в систему предварительного следствия не привнес. Макаров О. В. Организационные и правовые проблемы становления адвокатуры в российском обществе // Адвокат. — 2005. — №1. Поляков С. За «бесплатно адвокат выполнит лишь роль огородного пугала // Российская юстиция. — 2003. — №6.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.