Проблемы трудоустройства осужденных с обязательным и исправительным работам

Содержание

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 737

Несмотря на то что перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласуется с органами местного самоуправления, тем не менее данные правовые акты абсолютно не гарантируют трудоустройства осужденных по причине того, что механизм определения подобных мест и объектов (предприятий) законодательно нигде не прописан, действенных рычагов воздействия на руководство предприятий у местных властей практически нет [2].

Обозначенная тенденция подтверждается и данными судебной статистики, согласно которым доля осужденных к исправительным работам имеет тенденцию к увеличению: 2008 — 47 892 (5,2%), 2009 — 44 398 (5,0%), 2010 — 41 282 (4,9%), 2011 — 40 037 (5,1%), 2012 — 70 400 (9,6%), 2013 — 75 902 (10,4%), 2014 — 75 120 (10,5%) [2].
[1] В 1990 г. ООН приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний. Вместе с тем в настоящее время существует ряд организационно-правовых проблем в регулировании данных видов наказаний, имеется потребность в глубоком, комплексном исследовании исправительных работ как альтернативного лишению свободы вида уголовного наказания.

Важно установить актуальные проблемы их применения и исполнения с целью дальнейшего решения и совершенствования как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

Заседание по вопросу социально трудовых отношений


Хотя и в данном случае возникает вопрос: «Будет ли органами службы занятости населения принято решение о регистрации в качестве ищущих работу и признании безработными лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, в случае вынесения судом приговора об условном неприменении наказания к виновным, с обязательным определением испытательного срока или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в соответствии со статьями 73 и 80 Уголовного кодекса РФ [5].

Актуальные проблемы применения исправительных работ

Помимо того, лишая беременную женщину возможности осуждения к исправительным работам, закон автоматически приводит к необходимости осуждения ее к лишению свободы (поскольку в лестнице наказаний все иные виды наказаний, кроме штрафа, к ней неприменимы).

Согласно статистическим данным ФСИН России, всего на учете лиц, осужденных к исправительным работам в УИИ состоит в 2006г.- 35968; 2007г. — 34799; 2008г.- 32702; 2009г.-30554; 2010г.- 29211; 2011г.- 30007; 2012г.- 50122; 2013г.- 54784; 2014г.- 53535; 2015г.- 28090; 2016г.- 24324.

Рассмотрение понятия, типов, целей и юридической природы наказания в виде лишения свободы. Определение эффективности данного вида ответственности за уголовные преступления.

Особенности отбывания наказания. Классификация исправительных учреждений. Наконец, в связи с принятием в настоящее время Федерального закона от 07.12.2011г. № 420-ФЗ исправительные работы назначаются как осужденным, которые имеют основное место работы, так и осужденным, не имеющим его. Таким образом, законодатель произвел возврат к понятию исправительных работ, предусмотренному УК РСФСР 1960 г. Необходимо обратить внимание при условном осуждении к такому виду уголовного наказания, как исправительные работы. 5) рассматриваемые наказания отличаются уголовно-правовыми последствиями уклонения от отбывания этих мер. Проблемы трудоустройства осужденных с обязательным и исправительным работам? В случае злостного уклонения осужденного от отбывания как обязательных, так и исправительных работ, закон предусматривает возможность их замены судом на ограничение свободы или арест.- условия жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого, а также уровень его психического развития и влияние на него старших по возрасту лиц. – Но ведь не все же осужденные такие, и мы надеемся на помощь крупного бизнеса, – настаивает Виктор Николаевич. – Мы, как граждане России, должны способствовать исправлению оступившихся сограждан.

Виктор ТАРАСКИН выразил надежду, что градообразующие предприятия обратят внимание на социальную проблему, и забронируют энное число рабочих мест. Заботясь, прежде всего о детях, которых перестали содержать их нерадивые родители. И напомнил, что закон обязывает администрации городов и районов предоставлять рабочие места для отбытия наказания, но не обязывает крупный бизнес принимать на работу осужденных. А ситуация в любой момент может осложниться нехваткой рабочих мест. «По смыслу закона, указание в приговоре места отбывания осужденным исправительных работ не требуется, место отбывания определяется уголовно-исполнительной инспекцией при исполнении приговора в зависимости от наличия или отсутствия у лица основного места работы [3]. Стоит сразу оговориться, что «поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину [6, с. 20].

5. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон: от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ : в ред. от 12 декабря 2012 г. №16-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996 года, № 25, ст.

2954; 2010. -№8, ст. 780В связи с возникшими проблемами, необходимо восполнить пробелы в уголовном законодательстве для нормального исполнения наказания и соблюдения целей наказания.

Проблемы применения исправительных работ

Исполнение как обязательных, так и исправительных работ отнесено к ведению одного органа — уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства осужденного.

Таким образом, осужденный к исправительным работам будет дольше отбывать наказание, но у него останется большe времени на eжeднeвный отдых, поскольку обязательные работы должны отбываться в свободное от основной работы время.

Поскольку карательное содержание этих наказаний при законопослушном поведении осужденного к исправительным работам практически только тем, что осужденный к штрафу материально теряет во много раз больше, чем осужденный к исправительным работам, следует согласиться с указанными авторами, что штраф более строгое наказание, чем исправительные работы.

Не вызывает сомнений, что исправительные работы — более строгое наказание, чем обязательные работы, следовательно, штраф никак не может быть более мягким наказанием, чем обязательные работы.2) исправительные работы являются имущественным наказанием. В соответствии с ч.2 ст.50 УК, из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов. С утратой работами, выполняемыми осужденными к этому виду наказания, исправительного характера имущественные ограничения становятся основным карательным элементом исправительных работ, превращая их в «штраф в рассрочку».5) рассматриваемые наказания отличаются уголовно-правовыми последствиями уклонения от отбывания этих мер.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания как обязательных, так и исправительных работ, закон предусматривает возможность их замены судом на ограничение свободы или арест.

Научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Государство и право

Key words and word combinations: penal service in the form of corrective work, penal inspection, duties of convicted to corrective work, law violations during corrective work fulfillment.

Отметим еще один аспект рассматриваемой проблемы. Вопреки положениям ст. 39 УИК РФ

Отмечены случаи, когда осужденные продолжительный период не являются в уголовно-исполнительные инспекции, не работают, изменяют место жительства без уведомления УИИ, за что неоднократно предупреждаются о замене исправительных работ другим видом наказания, однако в суд представления о такой замене не направляются. Срок привлечения осужденных к отбыванию рассматриваемого вида наказания — не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (ч. 2 ст. 39 УИК РФ). Однако на конец 2011 г. среднесписочная численность осужденных, подлежавших привлечению к отбыванию наказания в виде исправительных работ, составила 22 249,7 человек.

Вместе с тем не привлечены в установленные сроки к исправительным работам 287,3 осужденных. Вместе с тем в нарушение требований ст. 42 УИК РФ допускаются ошибки при исчислении срока исправительных работ, в частности, осужденные досрочно снимаются с учета УИИ.

Трудоустройство осужденных к наказанию в виде обязательных работ

См.: Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в российском уголовном законодательстве: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 1999. С. 164.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями, находящимися в ведении ФСИН России.

Обязательные работы — один из видов наказаний, не связанных с лишением свободы, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Законодатель устанавливает особый порядок их назначения и ограничения в применении этого вида наказания. Иными словами, карательная сторона наказания в виде обязательных работ состоит в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение за труд, ограничении его права на отдых. О трудоустройстве лиц осужденных к обязательным и исправительным работам? Анализируя ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, нельзя не отметить, что данные положения УИК РФ отчасти являются неполными и противоречат некоторым нормам УК и УИК РФ.

Законодатель фактически называет единственное учреждение, исполняющее обязательные работы, — уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Однако анализ содержания ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 26 и ст. 28 УИК РФ позволяет утверждать, что обязательные работы также исполняет администрация организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы. Орлов В. Н.

Режим обязательных работ и некоторые проблемы их исполнения и отбывания // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С. 134.

Проблемы трудоустройства осужденных с обязательным и исправительным работам

В УФСИН России по Камчатскому краю в 2013 году прорабатывался вопрос внесения в законодательство Камчатского края изменений в части снижения ставки налога на прибыль предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к наказанию в виде исправительных работ.

Представителям СМИ были даны разъяснения о работе с осужденными к наказанию в виде исправительных работ.

В ходе мероприятия на вопросы журналистов отвечала врио начальника ФКУ УИИ УФСИН по Камчатскому краю капитан внутренней службы Рожнова Марина Юрьевна.

Новости 23 03 2017


В сложившейся ситуации, в целях повышения эффективности исполнения наказания в виде исправительных работ, остро встает вопрос о резервировании на предприятиях (организациях), учреждениях отдельных видов работ (профессий) для осужденных данной категории.

Чтобы привлечь организации использовать труд осужденных возникает необходимость предоставления им налоговых льгот, а именно: возможность снижения налоговой ставки налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджет субъекта РФ. Уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работам составил к исправительным работам -97,44%, (плановый — 93,34 %, АППГ- 98,73%) Россия за 9 месяцев 2013г. — 97,79%. Уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работам, ниже среднероссийского показателя за 9 месяцев на 0,35%.

Методические рекомендации по трудоустройству лиц, осужденных к исправительным работам

Фактически порядок трудоустройства осужденного выглядит следующим образом:

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы вне зависимости от наличия к нему претензий по исполнительным документам (ч. 2 ст. 44 УИК РФ). При этом учитывают не только денежную, но и натуральную часть зарплаты работника. Удержанные суммы перечисляют в соответствующий бюджет ежемесячно (ч. 3 ст. 44 УИК РФ).

Справочно: работник или работодатель вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).

— информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;Как и обычным работникам, осужденным к исправительным работам начисляется и выплачивается зарплата. Отличие заключается в том, что из заработной платы осужденных производятся отчисления в бюджет в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Обсуждена проблема трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам

По словам председателя комиссии по безопасности Инны Святенко (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ ), в настоящее время в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве проводятся организационные мероприятия, связанные с изменениями в уголовной и уголовно-исполнительной политике в Российской Федерации, которые расширяют сферу применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Между тем возникает целый ряд вопросов, которые требуют особого внимания – это трудоустройство осужденных и порядок получения ими общего образования.

Анатолий Тихомиров рассказал, что в последние годы потребность в рабочих местах для данной категории осужденных возрастает, а устроить их на работу сложно, поскольку законодательством не прописан механизм определения мест отбытия наказания осужденных к исправительным работам.

Как сообщил начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве Анатолий Тихомиров, в последнее время суды все чаще выносят приговоры, не связанные с лишением свободы, назначая исправительные или обязательные работы. Ежегодно на учет в Уголовно-исполнительной инспекции города Москвы и ее филиалах становятся более 200 осужденных к обязательным работам и свыше 900 осужденных к исправительным работам. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ ) предложил изучить опыт регионов РФ и зарубежный опыт по решению этих проблем. По его словам, в Красноярском крае лица, отбывшие наказание, находятся под жестким контролем, благодаря чему удалось сократить рецидив правонарушений на 20-40 процентов.26 ноября на заседании комиссии Московской городской Думы по безопасности было рассмотрено обращение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве по проблемным вопросам деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

36) При привлечении к уголовной ответственности лиц, отстраненных от выполнения трудовых обязанностей, не взятых под стражу, предусмотреть альтернативное трудоустройство таких лиц.18) Обеспечить выполнение требований законодательства о наличии у работающих осужденных регулярных перерывов, предусмотренных трудовым законодательством.

Порядок и условия исполнения наказаний в виде исправительных и обязательных работ

В связи с этим назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В то же время на практике в нарушение требований закона уголовно-исполнительные инспекции иногда направляют осужденных отбывать обязательные работы в организации, учреждения или на предприятия, которые не определены органами местного самоуправления. Кроме того, в большинстве регионов в постановлениях глав администраций отсутствуют указания вида обязательных работ.

В то же время исследователи отмечают, что когда это возможно, осужденный может выполнять общественные работы и с использованием имеющихся у него профессиональных навыков, если он в соответствии с приговором суда не лишен права заниматься такой деятельностью. Возможно выполнение обязательных работ по месту работы осужденного. Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст.

39 УИК РФ. Уровень привлечения осужденных к обязательным и исправительным работам? Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК РФ. Оно оспариванию не подлежит. При определении конкретному осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и т. д.

Для несовершеннолетних осужденных важным условием является посильность этих работ. Осужденный не может отказаться от предложенной ему работы.

Уголовно-исполнительная инспекция ведет помесячный суммарный учет времени, отработанного каждым осужденным, контролирует поведение осужденных. Во время выполнения обязательных работ осужденные должны соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, где они работают, добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах весь срок, определенный приговором суда.

По прибытии осужденного на работу администрация учреждения на основании указанного предписания издает приказ о приеме данного лица на временную работу по конкретной должности, специальности на условиях неполного рабочего дня. Копия такого приказа направляется в уголовно-исполнительную инспекцию.

Очередной отпуск, отпуск для сдачи экзаменов, каникулы не приостанавливают исполнения обязательных работ, однако с учетом конкретной ситуации уголовно-исполнительная инспекция может предоставить отсрочку (например, при сдаче выпускных экзаменов). В случае утраты осужденным трудоспособности (при признании инвалидом первой или второй группы) инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Администрация организации, где работают осужденные, обязана контролировать выполнение работ, вести учет выполненной работы, уведомлять инспекцию о количестве проработанных ими часов или об уклонении от таких работ. Она ведет табель помесячного выполнения работ, где указывается фактически отработанное ежедневно время; этот табель в конце месяца представляется в инспекцию. Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ им не включается в трудовой стаж.

В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательныхГрафик работ каждому осужденному устанавливается индивидуально с учетом всех обстоятельств, включая и ограничения, устанавливаемые трудовым законодательством в отношении отдельных категорий работников и вида выполняемых работ (например, в отношении женщин и несовершеннолетних). Время проезда осужденного к месту обязательных работ и обратно не включается в их продолжительность.

Совершенствование исполнения исправительных работ в отношении иностранных граждан

Так, исполнение наказаний в отношении иностранных граждан (СНГ),
и иных граждан, не имеющих регистрации по месту пребывания,
а соответственно и разрешения на работу Российской Федерации, лиц без определенного места жительства (БОМЖей), остаются одними из самых острых проблем в деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (далее – УИИ, инспекции).

В настоящее время пенитенциарная политика России характеризуется либеральными тенденциями, расширением перечня оснований применения наказаний альтернативных лишению свободы, что связано с формированием качественного подхода к пониманию сути уголовного наказания, смягчением и гуманизацией карательной политики государства

Анализ исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества показывает, что несмотря на положительный опыт исполнения, введенные новеллы, законодательство об обязательных и исправительных работах требует дальнейшего совершенствования. Несколько проще в этом плане гражданам тех стран, с которыми у России действует безвизовый режим. Анализ показывает, что процедура трудоустройства иностранного гражданина достаточно сложна. К тому же она требует определенных материальных затрат и отнимает немало времени. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, заключение о целесообразности этого привлечения, разрешение на работу в России для самого иностранца, бесконечные медицинские справки — все это лишь часть необходимых
в данной ситуации документов.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.