Понятие и содержание правовой основы оперативно розыскной деятельности

Не менее значимыми являются границы регулирования общественных отношений в сфере ОРД, которые осуществляются в рамках уголовно-исполнительных (оперативный контроль за лицами, отбывающими наказание) и административно-процессуальных процедур (при осуществлении административной оперативно-проверочной работы). ОРД, как одно из направлений борьбы с преступностью, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, ведомственными и межведомственными нормативными актами, составляющими в своей совокупности ее правовую основу. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации установлено, что РФ, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств. подзаконный, включающий указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ как непосредственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, акты Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а также межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД.

Электронная библиотека

подзаконный уровень правового регулирования – на нем концентри­руется в настоящее время основная масса нормативно-правовых ма­териалов, относящихся к оперативно-розыскной деятельности.

закон РФ «О милиции от 18 апреля 1991 г. – в ст. 11 закрепил право милиции на осуществление оперативно-розыскных мер для выполне­ния возложенных на нее обязанностей;

га­низации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с исполь­зованием технических средств».- постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г № 1190 «Об утверждении положение о национальном центральном бюро Интерпола»;Весьма актуальным для оперативно-розыскной деятельности остается и вопрос использования институ­та крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) относительно конфиденциальных сотрудников, внедренных в криминальные группы.

В борьбе с опасными криминальными проявлениями оперативные со­трудники действуют в условиях оправданного профессионального риска (ст. 41, 42 УК РФ). Аналогичное значение имеют и уголовно-правовые нормы о ненаказуемости обнаруженного преступного умысла, о добровольном отказе от доведения преступления до конца и др.

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

резкое усиление значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;

Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об ОРД («Правовая основа оперативно–розыскной деятельности») такую основу составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь. Сущность оперативно розыскной деятельности и ее правового регулирования? Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции издают по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в уголовно-процессуальном законодательстве определяются: задачи уголовного судопроизводства: обстоятельства, подлежащие доказыванию; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; понятие и виды судебных доказательств и т. д. Нормы уголовного закона определяют понятие преступления; устанавливают основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности; формируют составы конкретных преступлений и т. д. Все это служит ориентиром в организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений. Правовую основу в узком смысле данного понятия составляют нормативно-правовые положения, непосредственно регламентирующие оперативную работу.

Данные нормы содержатся как в законах, так и в подзаконных и ведомственных актах. Причем последним принадлежит доминирующая роль в нормативной регламентации. включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности. После Конституции главная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации — Федерального Собрания принимают постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов. Например, постановление Совета Федерации и Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. №398-СФ «Об информации и. о. министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти».

б) ФЗ, регламентирующие деятельность отдельных субъектов (З РСФСР от 18.04.91 г. «О милиции» – возможность осуществления ОРМ на милицию»; ФЗ «Об исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» 1993 г.; ФЗ «О содержании под стражей обвиняемого, подозреваемого» 1995 г.; УИК, ФЗ «Об органах ФСБ РФ» 1995 г.; ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции» 1993 г.; Таможенный кодекс; ФЗ «О внешней разведке» 1996 г.; ФЗ «О гос. границе» 1993 г.; ФЗ «О государственной охране» 1996 г.);- во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Правовая основа оперативно — розыскной деятельности

В зависимости от силы юридического акта, различают три уровня правового регулирования ОРД.

К первой группе иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие Указы Президента РФ: «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 12 июля 1995 г; «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. и некоторые другие.

К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы: Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании ОРД, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы: 1) Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) — в п. 16 ст. 11 указано, что милиция вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность; Перечень оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ч. 1 ст.

6 Федерального Закона об ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Федеральный Закон об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и ч. 8 ст.

5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 и ч. 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и ч. 5 ст. 10, ч. 1 – 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 13, п. 3 и п. 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4 – 6 ст. 16, ч. 3 – 9 ст. 18, ст. 19, ст. 20, ч. 1ст. 21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и ч. 9 ст. 5 п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22).

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации установлено, что РФ, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

законодательный, который составляют собственно ФЗ об ОРД, УК, УПК, УИК и другие федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД;

Ведомственные нормативные правовые акты делятся на группы: непосредственно самих субъектов ОРД и иных федеральных органов исполнительной власти. Часть этих актов носит закрытый характер, а ряд документов — открытый (см. приложение 1). Соотношение целей и средств в оперативно розыскной деятельности? Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Особенно интенсивно заключались различные виды договоров, касающихся ОРД, между странами СНГ.

Понятие и содержание правовой основы оперативно розыскной деятельности

собственно ФЗ об ОРД, который играет роль ядра правовой основы (см. § 3 гл. 4 настоящего издания);

Конституция (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15).

Конституционное положение о прямом дейст­вии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В гл. 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в России.

Указание в ФЗ об ОРД на наличие в ОРД правовой основы предпола­гает тем самым наличие в ОРД и «неосновных правовых источников.

По воле законодателя в правовую основу ОРД не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД (см. § 1 настоящей главы). Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регу­лирования посредством нормативных правовых актов общественных отно­шений в ОРД. нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Оперативно-розыскная деятельность

Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности

Приведенный ознакомительный фрагмент книги Оперативно-розыскная деятельность. Краткий курс (К. В. Пронин, 2013) предоставлен нашим книжным партнером — компанией ЛитРес.

Первый уровень составляют Конституция РФ и федеральные законы. Помимо Закона об ОРД к ним можно отнести Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), УПК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее – УИК РФ), Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», Федеральные законы от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности и др. Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность».

Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Понятие сущность и научное определение оперативно розыскной деятельности? Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.1. Статья 4 Закона об ОРД определяет, что правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке. 2) Федеральный Закон от 06 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;- определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой» от 14 июля 1998 г.

Сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Легитимное определение ОРД сформулировано в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности (далее — ФЗ об ОРД), согласно которой оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В «широком смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Позднее, 12 августа 1995 г., был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Он, сохранив концептуальные идеи Закона 1992 г., предусмотрел ряд новых положений, в частности, возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан только на основании судебного решения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан, защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Что же касается научного определения ОРД, то здесь ситуация обстоит намного сложнее. Так, например А. Ю. Шумилов, при определении ОРД отталкивается от самого понятия деятельности как таковой. Рассматривая ее как занятие, труд, ОРД автор определяет как разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т. е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Как известно, изучение какого-либо явления предполагает попытку сформулировать определение, отражающее наиболее существенные его признаки.

Определения, даваемые тем или иным правовым явлениям, традиционно можно поделить на легитимные (сформулированные непосредственно в самом законе, регулирующем соответствующую сферу общественных отношений) и научные, представляющие собой различные взгляды ученых на природу данного явления. Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности отражает сущность ОРД и включен в определение оперативно-розыскной деятельности, сформулированной в ст. 1 Закона. Принципы оперативно-розыскной деятельности — основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.

Особым видом второй группы составляют законодательные акты, закрепляющие компетенцию государственных органов на осуществление ОРД и отчасти дублирующие предписания, изложенные в ст. 13 – 15 Федерального Закона об ОРД. Этот подвид составляют следующие законодательные акты: В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.


Читайте другие статьи на сайте:

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.