Содержание
- 1 ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
- 2 Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
- 3 Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения
- 4 Проблемы правового регулирования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
- 5 Законность возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей
- 6 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
- 7 Проблемы организационной деятельности прокурорского надзора за законностью в уголовном судопроизводстве
- 8 Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и перспективы развития
- 9 Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела
- 10 Прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел
ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Наиболее распространенными нарушениями прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела являются принятие незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии очевидных признаков преступления, фальсификация материалов проверок.
Поэтому обязанность мотивировать решения выступает важной гарантией от произвола(2).
Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает отказа в приеме сообщения о преступлении. Каждое заявление о преступлении должно быть принято должностными лицами правоохранительных органов, зарегистрировано и разрешено в установленном порядке, который регулируется ведомственными инструкциями правоохранительных органов, обязанных осуществлять эту деятельность.
Практика прокурорского надзора свидетельствует и том, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, каких-либо предусмотренных законом процессуальных действий по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводилось, а уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались.
Проверяя в порядке надзора исполнение органами дознания предписаний закона о приеме и регистрации сообщений о преступлениях, особое внимание прокурору следует уделять вопросу о соблюдении установленного законом срока проведения доследственной проверки. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела? Оперативность при принятии решения о возбуждении уголовного дела крайне важна, так как дает возможность немедленно приступить к производству по делу всего комплекса неотложных следственных действий. Однако следует признать и то, что распространенность нарушений закона при возбуждении уголовных дел связана подчас с неэффективностью осуществляемого на данной стадии уголовного процесса прокурорского надзора. В работе органов прокуратуры имеют место случаи формального отношения к выполнению своих обязанностей по надзору за исполнением законов о приеме и регистрации сообщений о преступлениях. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что прокурор в ходе надзорных проверок непременно должен обращать внимание на следующие моменты.
Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения
Серьезнейшим фактором, влияющим на законность принятия решений по результатам проверки поводов и оснований к возбуждению уголовных дел, является укоренившаяся на всей территории Российской Федерации практика сокрытия преступлений от учета. Так, в 2003 г. органами прокуратуры было выявлено и поставлено на учет 125307 преступлений, сокрытых от учета; в 2004 г. — 120564 и в 2005 г. — 164471 преступление.
Российская газета. 2006.
25 янв. N 13.
Российская газета. 2006. 20 дек. N 236.
БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 16.
Важным фактором, который необходимо учитывать при организации прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, является обширный круг поднадзорных субъектов. К ним сегодня законом отнесены: Практика прокурорского надзора выработала и сформулировала ряд задач, стоящих перед прокурорами при осуществлении ими надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, решение которых способствует достижению положительных результатов в борьбе с преступностью.
Проблемы правового регулирования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Исходя из содержания части 1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации [2] стадии возбуждения уголовного дела включает в себя:
Во-вторых, актуальность определяется проблемами правового регулирования прокурорского надзора в данной стадии.
Правовой основой организации прокурорского надзора в изучаемой сфере в настоящее время является только Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [3]. Кроме того, следователь может выразить несогласие с требованием прокурора. Однако статья 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации [1] закрепляет принцип обязательности исполнения требований прокурора. Ответственность за ложный донос до возбуждения уголовного дела? Для разрешения данного противоречия следует уравнять права следователя и дознавателя, что расширит пределы прокурорского надзора и сделает его более эффективным в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина и законности в стадии возбуждения уголовного дела. Жуков З. Х. Проблемы правового регулирования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый.
2018. №44. С. 137-139. URL https: //moluch.ru/archive/230/53529/ (дата обращения: 01.05.2019). Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы. При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства , а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.
Однако в системе государственных органов РФ есть орган, уполномоченный осуществлять надзор за исполнением законов в этой сфере, деятельность которого, в соответствии с п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре, ее органы не имеют права подменять.
Законность возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей
Следует отметить, что способы осуществления судом и прокурором своих контрольно-надзорных полномочий принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб и, как правило, публично, путем судебного разбирательства.
Надзор прокурора действует постоянно и непрерывно, имеет всеобъемлющий и регулярный характер. Прокурору, в отличие от судьи, не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку [5].
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В случае, если по результатам проверки прокурор приходит к выводу об отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а оно возбуждено, прокурор вправе в соответствии со ст.32 Закона «О прокуратуре РФ отменить постановление о возбуждении уголовного дела.
В уголовно-процессуальном законе имеют место особенности при возбуждении уголовных дел частного обвинения в случае обращения потерпевшего или его представителя (законного представителя) с заявлением к мировому судье. В таком случае уголовное дело возбуждается путем подачи потерпевшим или его законным представителем в суд заявления, согласно ч.1 или 2 ст.318 УПК РФ (Возбуждение уголовного дела частного обвинения) о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.116 УК РФ (Побои), ч.1 ст.128.1 УК РФ (Клевета).
Норма ч. 1 ст. 172 УПК обязывает орган уголовного преследования принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, проверить его и принять по нему решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела в срок, указанный в ст. 173 УПК.
Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает отказа в приеме сообщения о преступлении.
Каждое заявление о преступлении должно быть принято должностными лицами правоохранительных органов, зарегистрировано и разрешено в установленном порядке, который регулируется ведомственными инструкциями правоохранительных органов, обязанных осуществлять эту деятельность.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что прокурор в ходе надзорных проверок непременно должен обращать внимание на следующие моменты: Выделение данных этапов полезно не только в теоретическом, но и в практическом плане, дабы из внимания прокурора, проводящего проверку в порядке надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлении, предметом которой охватываются все перечисленные этапы, не «выпадали» отдельные из них и проверка не была односторонней. В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования установлено, что прокуроры обязаны обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением закона при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, для чего.
Проблемы организационной деятельности прокурорского надзора за законностью в уголовном судопроизводстве
Перед этой стадией не стоят задачи установления лица, совершившего деяние, его виновности. Такие задачи решаются в следующей за возбуждением уголовного дела стадии предварительного расследования.
В настоящее время в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством досудебное производство включает «возбуждение уголовного дела — глава 23, ст. ст. 177-190 и др.
УПК РК; и «предварительное расследование — глава 24, ст. ст. 191-205 и др. УПК РК.
Таким образом, очень серьезные ошибки нарушения законности допускаются в ходе досудебного производства: незаконные обыски, задержания, аресты, фальсификация материалов уголовных дел.
Оперативно-розыскная деятельность, имеющая также большое значение для раскрытия преступлений, не включается в предварительное расследование, является самостоятельным видом правоохранительной деятельности. По нашему мнению, прокурорский надзор осуществляется не только за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, как это указано в ч. 1 ст.62 УПК РК. Но и за соблюдением трудовых, семейных, имущественных и иных прав граждан и организаций, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений (например, за правильностью возмещения расходов свидетелю, эксперту и др.; следователь препятствует вступлению обвиняемого в законный брак или заключению гражданско-правовой сделки и т. д.).
На стадии возбуждения уголовного дела роль прокурора существенна, о чем свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены ему УПК.
Важно иметь в виду, что, изучая материалы дела, прокурор проверяет, когда подано и зарегистрировано заявление, в какой срок и какие именно проверочные действия проводились и через какой промежуток времени было возбуждено уголовное дело.
проверка законности и обоснованности решения, принятого по материалам проверки, а также соблюдения порядка уведомления соответствующих лиц о принятом по их заявлению или сообщению решении;3) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело;1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;
Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: современное состояние и перспективы развития
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Причинами сложившейся ситуации являются не только низкая исполнительская дисциплина и отсутствие надлежащего ведомственного контроля со стороны органов предварительного следствия, но и недостатки уголовно-процессуального законодательства в сфере организации прокурорского надзора [5, с. 63].
принятие незаконного процессуального решения (отказа в возбуждении уголовного дела);В связи с этим, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела порою принимаются больше десятка раз, а доследственная проверка в порядке ст.144, 145 УПК РФ иногда проводиться годами. Законодатель не предусмотрел в уголовно-процессуальном законодательстве нормы, ограничивающей количество принятых органами предварительного следствия процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, вследствие чего после проведения дополнительной проверки органы следствия имеют возможность неоднократно принимать аналогичное решение. Что в свою очередь приводит к затягиванию сроков проверки сообщения о преступлении и вынесения итогового решения по ее результатам.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов: Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами. Ключевые слова: прокурорский надзор, процессуальная деятельность, надзор за органами дознания. Сытова Надежда Сергеевна
Магистрант ПФ ФГБОУ ВО
«РГУП
E-mail: nadyasytova0407@gmail.com В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Надзор за законностью решений об отказе в возбуждении уголовного дела? Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела
В случае безосновательного отказа в возбуждении дела следователем или органом дознания прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело.
Если дело возбуждено без законных оснований, прокурор прекращает его, а в случаях, если по этому делу еще не производились следственные действия, отменяет постановление о возбуждении дела.
В соответствии со ст.
100 действующего на территории ДНР УПК, надзор за законностью возбуждения уголовного дела осуществляет прокурор. Поводом к началу уголовно-процессуальной деятельности является факт получения (обнаружения) и регистрации органом дознания, следователем, прокурором или судом сведений, указывающих на совершенное или готовящееся преступное деяние, и обязывает указанных должностных лиц начать уголовно-процессуальную деятельность, в рамках которой выполнить необходимый объем предусмотренных нормами УПК проверочных действий и принять процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
Прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел
уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования этого решения.
— Достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены. В случае, если постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынести постановление о прекращении преследования, либо дать письменные указания следователю о собирании доказательств, т. е. воспользоваться полномочиями, предоставленными УПК и Законом о прокуратуре.
Читайте другие статьи на сайте:
- Образец ходатайства с места работы для суда о не лишении водительских прав
- Возмещение ущерба и морального вреда по уголовному делу частного обвинения
- Кто может участвовать в процессе на стадии возбуждения уголовного дела
- Субъекты преступлений и ответственности в международном уголовном праве
- Шварц к вопросу о фальсификации доказательств в арбитражном процессе